Длинное, но очень интересное интервью с Хэвенли
Как началось твое знакомство с L'Arc-en-Ciel?
Это очень долгое знакомство, растянутое во времени. Можно сказать, что сначала я познакомилась с сольным Хайдом, причем не визуально, а на слух. Но раз мы говорим именно о Ларуку, я буду говорить только о группе.
Я увидела Хайда, и их всех, но сначала все-таки Хайда. То есть я увидела кусок клипа Blurry Eyes, озвученный другой песней -- из м/ф "Летучий Корабль". Я увидела Хайда, с длинными волнистыми волосами, частично закрывающими его лицо, в темной одежде и белой ткани, плотно повязанной на его талии прямо поверх джинс... я увидела его глаза. Мое сердце остановилось. Оно и сейчас останавливается, когда я воспроизвожу в памяти этот момент. Мое сердце мне сказало, что это что-то очень важное, нечто, искомое во тьме. Я нашла саму песню, и чуть было не закричала: я была уверена, что слышала ее раньше! Слышала песню и видела клип.
Так началось знакомство с L'Arc-en-Ciel. И продолжается до сих пор.
Ну, вот началось интересное, значит, нужны и подробности!
Как и когда ты познакомилась с сольным Хайдом? И какое было впечатление, самое первое?
читать дальше
Придется начать издалека. Я напишу предысторию, надеюсь, ее можно будет опустить. Дело было так. С подругой мы смотрели аниме, в котором был персонаж-музыкант, фронтмен группы, очень клевый. И я задумалась, а какие они вообще, японские музыканты? Нарисованным это выглядит круто, а каково в реальности? Через несколько месяцев я получила очень развернутый ответ на то, как это именно выглядит в реальности. Восприятие мое было очень быстро перегружено вижуал-кеем, так, что я не отличала одну группу от другой. Тогда я задалась другим вопросом: а как это тогда звучит? И тоже очень скоро получила на это ответ. Мне дали диск, на котором было записано некоторое количество, вразброс, японского рока. Очень разные исполнители там были. Я слушала все подряд и поражалась тому, как эту какофонию можно слушать. Попадались треки, которые звучали вполне нормально, но на мой взгляд, в них не было никакого своеобразия. И вдруг мне попалась песня, которую немедленно захотелось послушать снова! Это была Fruits of Chaos Хайда.
Первое впечатление от музыки было: новизна, свежесть, сила, необычность.
То есть какой год это был? И какую музыку ты слушала в то время, кто были любимые музыканты?
Это был конец февраля - начало марта 2008 года.
Как раз перед этим я весь год слушала Lacrimosa вперемешку с Моцартом. И некоторое время учила немецкий язык. И как раз купила билеты на их концерт -- они очередной раз приезжали в Москву в июне 2008-го.
Понятно. И каков же был дальнейший путь? Ты стала искать еще музыку Хайда? Или как-то по-другому добралась до клипа Blurry Eyes?
Это происходило практически одновременно, некоторое время параллельно развивалось.
Музыка L'Arc-en-Ciel. Вещи, которые мне попались первыми, после "немого" просмотра Blurry Eyes, не произвели на меня никакого впечатления. Сложно. Много минорных аккордов. "Слишком много нот." :gig: Я плохо слышу музыку, минорные тональности вводят меня в ступор. Я их ненавижу, шарахаюсь от них. Потом я слышу Blurry Eyes и схожу с ума. А она в мажорной тональности, да. И очень яркая мелодия. Потом я увидела другой клип, от которого мне совсем сносит крышу -- это Dune. Как будто я случайно открыла источник святой воды. Ощущение волшебства бьет словно током. Я никогда такого не слышала. И шаг за шагом я начинаю слышать всё... это было как сход лавины, как цунами, как всемирный потоп!
Музыка Hyde мне тоже далеко не сразу пошла. Потому что про Roentgen я подумала: "Так, вокалист успешной группы решил состричь купонов со своей популярности и ударился в попсу." Зато мажорный и легкий для восприятия на слух 666 оказался мне очень по душе. Моментально. И я поняла, что он совсем не ударялся ни в какую попсу, напротив, это наш человек, настоящий суровый рокер Х))) Хотя аура мистичности, которую я вижу вокруг него, никуда не исчезает. Roentgen -- мистический альбом. И я до сих пор вижу эту ауру, и слышу ее, и чувствую -- собственной кожей.
Нет, я не помню никакого перехода между сольным Хайдом и Blurry Eyes. Я помню это вспышками. Пришла к подруге, у которой был интернет, залезла на ютуб и смотрела клипы Хайда: Hello, Horizon, Season's Call. Потом попался Evergreen. Я не смогла его с первого раза посмотреть весь -- этот взгляд в упор было невозможно выдержать.
Да, после того, как я услышала именно Blurry Eyes, я стала слышать остальное, что было, но этого было ничтожно мало -- всего несколько песен. А возникшая у меня жажда сжигала меня как неугасимое пламя. Я искала с какой-то бешеной страстью, с одержимостью, и искала именно музыки, и именно ранних альбомов. И так получилось, что дискографию Ларуку я прослушала в обратном порядке -- альбом Dune был последним.
Как все удивительно! А ведь я тоже слушала дискографию практически в обратном порядке...
Значит, ты сознательно слушала альбомами, по мере возможности? И какими представляются тебе альбомы? Какой образ можно подобрать к каждому? Или хотя бы к самым любимым?
Нет, не сознательно. Полностью бессознательно. Я так сильно хотела их музыки, так нуждалась в ней, что качала альбомами, и включив альбом, не могла его уже выключить или остановить. Раньше такого не было. Раньше мне казалось естественным, что на альбоме одна-две хитовые песни, а остальное не особо запоминающиеся, проходные вещи. Хотя я лукавлю. Бывали у разных групп альбомы -- один-два -- которые нравились мне целиком. Но чтобы так, как у Ларуку -- все альбомы. Такого не было никогда.
И еще, чтобы слушать Ларуку, я либо забиралась под одеяло, в полную темноту, либо мне нужно было ходить по улицам, куда глаза глядят, идти, идти, идти без всякой цели, кроме музыки. Часто накрывает острое желание немедленно услышать какую-либо песню, именно ее, и никак иначе. Однажды я целую классификацию песен составила, тогда же и песни-сестры подметила.
Но в целом, я до сих пор слушаю их альбомами, и совершенно бессознательно.
Какими мне представляются альбомы. Как цельное поэтическое произведение. Как будто это единая поэма. Это я сейчас не о лирике говорю, а именно о настроении и структуре альбомов. Она очень интересна, эта структура. Каждый альбом составлен как стихотворение с законченной мыслью и образами, придающими этой мысли объем и яркость. Каждая песня -- это одна строка. Альбомы связаны между собой песнями-рифмами.
Следуя одна за другой, песни в каждом альбоме рассказывают историю, происходит развитие, от начального посыла до ослепительного финала. Я везде вижу: есть песня-завязка, песня-кульминация и песня-финал. Например, в Истине это Fare Well, good morning, hide и Dearest Love. Пока что у меня не получается подобрать образы к каждому. Я не могу сходу высказать живущие в сердце образы в словах. Это занимает много времени.
Дюна -- таинственный сад, лабиринт расходящихся тропок.
Тиерра -- путешествие через пустыню в поисках магического колодца.
Хэвенли -- вода, то играющая, то воюющая с солнцем.
Истина -- праздник и похмелье после него, и вновь праздник, и вновь похмелье.
Сердце -- светлая река, текущая через темную страну печалей.
Арка -- мегаполис, над которым ужасающе огромное небо, в которое страшно хочется упасть.
Явь -- фильм-антиутопия о блистающем будущем.
Улыбка -- приключения механического создания, которому пообещали, что оно станет живым, если кто-то полюбит его и поцелует.
Да, Ларуку - это чудесный волшебный мир. Альбомы, как поэтические произведения - это сильный образ. И я тоже чувствую, что оно так и есть. Но я могу воспринимать только Дюну и Эвейк. Когда я открыла для себя Дюну, это было большое потрясение, на самом -то деле.
А почему ты называешь некоторые альбомы как есть, а некоторые по-русски? В этом тоже есть какой-то смысл?
И что поздние альбомы? Они тоже такие же цельные? И вообще, как по-твоему развивалась и менялась музыка Ларков с течением времени? Есть ли какие-то периоды? Или развитие шло постепенно от альбома к альбому?
Разве Тиерру ты не видишь цельной? Мне кажется, что Дюна, Тиерра и Эвейк прямо бросаются в глаза своей цельностью...
По-русски называю те, название которых есть возможность перевести. Там смысл заключен в значении слова. У тех, что я не перевожу, смысл заключен не только в значении слова, но и в его звучании, что делает перевод невозможным.
Поздние альбомы тоже цельные, но цельность их другая, менее спонтанная, чем на более ранних, более выстроенная, более задуманная. Они более осознанно цельные, когда как ранние альбомы были бессознательно цельными.
Музыка Ларуку развивается в одном направлении, как спектр, от красного к фиолетовому. То есть от более низкой частоты к более высокой. Дюна находится еще в пределах инфракрасного цвета/звука, а следующий после Бабочки альбом, возможно, уже уйдет в область ультрафиолета. И мы рискуем не услышать его, в том смысле, что он будет доступен не всякому уху.
Я разделяю альбомы по четыре. Первые четыре альбома Ларков очень низкочастотны, потому они набрали миллион лишь тогда, когда вышли на слышимый уровень с Истиной. До того они оставались неслышными для большинства людей, у кого уши настроены на определенный диапазон звуковых волн и не ловят то, что выходит за пределы этого диапазона. Тут они неосознанно шли в правильном направлении. Затем один из их участников, обладающий низкой частотой, Сакура, ушел. Потому что играть в более высоких частотах против его природы. К тому он нечетный музыкант, его числовая последовательность нечетная, когда как у остальных -- четная. Нечетные музыканты почти всегда остаются в андеграунде. Так вот Тетсу, бас-гитаристу, сильно связанному с барабанщиком, пришлось тяжело при переходе на более высокий уровень частоты. У Ларуку появился высокочастотный барабанщик, Юкихиро... и к тому же он четный музыкант. В общем, им всем пришлось ускоряться до его уровня, что не замедлило сказаться на их музыке. И все же ускорение произошло удивительно плавно. Послушайте альбомы второй четверки, от Сердца до Яви, и вы услышите, что каждый последующий чуть плотнее по звуку, чем предыдущий. Послушайте, как Тетсу играл с Сакурой, и как с Юкихиро. Например, поставьте Still I'm with you, а следом Hitomi ni Juunin. У Сакуры воздушные, летающие ударные, они похожи на восходящий поток воздуха, и бас-гитара Тетсу в сочетании с ними поет, словно это второй голос, подпевающий Хайду. Ударные Юкихиро как основа ткани, и бас Тетсу в ней поперечная нить, создает узор по канве. Он больше не подпевает Хайду, он углубляет пропасть, над которой тот летает.
Третья четверка альбомов великолепна. Такая сложная, многоцветная, с сильной драматической составляющей. На последнем альбоме, Бабочке, плотность звука просто потрясающая!
Удивительные наблюдения! И ведь я многое из этого тоже чувствую, тоже открыла для себя, но только другими словами.
Да, Дюна и Эвейк - безусловно, а вот Тиерру я не открыла, и это до сих пор меня мучает. Наверное, все впереди.
Про частоты - точно!! Так и есть.
И про игру Тетсу - это да. Это был второй голос , подпевающий Хайду, и это было прекрасно. Я очень люблю моменты, когда это особенно слышно.
А вот что такое четность и нечетность музыкантов? Этого я не поняла. Расскажи, пожалуйста, подробнее.
И сразу и про всех участников группы поподробнее. Как ты видишь их самих, их роль в группе, их особенности как личностей и музыкантов?
Может быть, впереди, а может быть, и никогда не случится.
О да, я люблю игру Тетсу именно того периода. И в целом, видимо, низкие частоты мне более доступны, потому что мое восприятие замедленное, и я их по крайней мере слышу хорошо.
Это сложная и противоречивая теория. Раньше я не слышала никаких различий между музыкантами. Но потом мне попался музыкант, очень выраженно нечетный, который создал сильное противоречие с той музыкой, что я слушала. Меня стало буквально разрывать на части, потому что перенастраиваться каждый раз с четной на нечетную музыку -- это можно с ума сойти!
Четность или нечетность -- это, можно сказать, творческий метод. Вроде того как Ницше разделил творческие методы на аполлонический и дионисийский, но это не точная параллель. Как будто музыкант, это число, что делится на 2 или на 3, хотя это не число, конечно, а числовая последовательность, потому что музыка имеет волновую природу. Последовательностей этих всего две: 2, 4, 6, 8... и 1, 3, 5, 7... . Нечетная музыка очень редка, более сложна для восприятия и более женственная, что ли. Достичь ее можно только путем синтеза. Тяжело объяснить, я пытаюсь найти объясняющую метафору. В четной музыке есть устойчивое равновесие/гармония, в нечетной музыке равновесие/гармония неустойчивое. Из-за этого она кажется какой-то неясной, хотя это совсем не так. Если добавить геометрических примеров -- это как прямая и кривая, как квадрат и треугольник. Иногда мне кажется, что Сакура видел все эти различия.
Сложный вопрос. Но отвечу просто. Я вижу их как три измерения, бас-гитара это глубина, ударные ширина и лид-гитара высота. А вокал это четвертое измерение, шестое чувство, пятый элемент (смех). Их самих? Это вечные роли, архетипические. Трус, Балбес, Бывалый и Шурик (смех). Сможешь сама догадаться, где кто? (смех).
Но конечно, вмещать в архетипы -- это слишком узко. Музыканты мне интереснее личностей, потому что музыкант это квинтэссенция того, что имеется за душой у данной личности. Хотя в любом случае они неразделимы, тем не менее я вижу лишь те части айсбергов, что над водой, и могу делать лишь предположения о том, каковы они. А предположения мои такие.
Лидер группы Тетсуя Огава. Как писал Хайд, очень нервный. Чувствительный и сосредоточенный на себе эгоцентрик из рода тихих, но упорных. Тихость результат неуверенности в себе, на которую не влияет никакой успех. Однако эта неуверенность побуждает его расти и улучшать профессиональные качества. Практически полное неумение выражать свои чувства. Множество комплексов, реализуемых через вещи -- предметы мебели и дизайнерскую одежду. Собственно, комплексы Тетсу питаются одеждой и делают из него стильного человека. Его игра на басу выдает все это и его чувства также. Часто фанаты говорят о Тетсу, что он такой человек-солнышко, сплошь позитив. Это не так, совсем не так! Как можно так ошибаться, глядя на Тетсу, слушая его музыку и читая его интервью! Он меланхолик. Он самый темный и туманный в Ларках человек. Он скорее луна, чем солнце. И он сам так поставил себя.
Когда Тетсу говорит, что ему были интересны более взрослые люди, а не ровесники, или что он в любой момент может сочинить мелодию -- я чувствую близость к нему.
Гитарист и основной композитор группы Кен Китамура. Как писал Хайд, "он похож на средних размеров дружелюбную дворнягу из негавкучих" (смех). Кен не так прост как кажется. Природа его двойственна и парадоксальна, что ошибочно списывают на его группу крови, AB. Один человек может быть и расхлябанным, и сосредоточенным, и молчаливым, и болтливым. В его музыку все эти качества вошли полностью. И еще один факт, что Кен собирался стать архитектором. Архитектура -- это застывшая музыка. Думаю, знания, которые он приобрел на этом поприще, повлияли на то, какую музыку и как он пишет, не только то, что он слушал в юношеском возрасте. Странно, что Кен может казаться поверхностным. Я не говорю, что образ весельчака и пошляка маска, совсем нет. Но подлинная натура Кена видится мне в его сильной эмоциональности. Вы же видели, как он играет? Я думаю, он до сих плачет от нервного напряжения где-то за кулисами. Кен настоящее солнце этой группы.
Автор большей части лирики Хайд. Они с Кеном похожи. Хайд тоже двойственная личность, особенно сильно это выражается в том, насколько он мудр в одних вещах и сферах жизни в сочетании с тем, насколько наивен в других. Наивность его иногда переходит практически в невежество Как искренне он способен заблуждаться, так, что увлекает за собой людей, мгновение назад видевших все в истинном свете. Мне кажется, что Хайд человек с большим потенциалом веры. Религиозности то есть. Он словно атеист, который хочет, чтобы все, во что он не верит, существовало бы на самом деле. Ему недостаточно видеть проявления божественного, ему нужно видеть самого бога. Он хочет прямо смотреть на солнце и не сжечь себе сетчатку. Ухватить самую суть. Короче, невозможных, но прекрасных вещей. Реалист и идеалист в одном, он все никак не придет к гармонии, и это наполняет его музыку и лирику сильнейшими противоречиями и болью. Его основной творческий метод -- причинять боль своим слушателям, потому что по-другому добраться до них невозможно. Голос Хайда в основном и звучит, как голос человека, которому больно. Поэтому многие не любят Вампс, воспринимая этот посыл на подсознательном уровне. А другие любят Вампс, потому что путают боль с удовольствием.
При всем этом, я боюсь, (или не боюсь), что Хайд практически не осознает, что, собственно, и как он делает. Он знает только, какого результата ему нужно добиться.
Ударники. Сначала Сакура. Или Сакуру отложить на потом, на разговор о любимом участнике группы?
Тогда Юкихиро. Даже не знаю, как сказать. Буду гадать, как на хрустальном шаре. Вижу человека, настолько реализовавшегося на своем поприще, что становится завидно. Все его группы были хороши. Его игра достойна всяческих похвал, его песни в Ларуку одни из лучших, его сольный проект самобытен и устойчив. Вижу человека, способного к полной самоотдаче и самозабвению, никогда не выставляющего себя напоказ, но и не уходящего на второй план. Он так хорош, что даже слишком. Тут начинаются "но". Первое -- Юки играет слишком хорошо. В стране, где буддизм с его доктриной незаконченности расцвел по-настоящему, такой перфекционизм выглядит очень странно. Я не имею в виду, что Юки должен ошибаться. Нет. Я имею в виду его творческий метод, не предполагающий сделать одно менее прекрасным, нежели другое, ради того, чтобы выявить красоту, которая иначе останется незамеченной. Юки не способен пожертвовать ни одним тактом. Еще -- он слишком механистичен. Иногда мне кажется, что Ларуку это человек, которому отрубили одну руку и заменили ее механической рукой. Она хорошо прижилась, и все же она не может делать некоторые вещи, которые могла менее совершенная живая рука. Возвращаясь к буддийским метафорам, я лишь скажу: если бы Юки добавил в свой прекрасный идеальный сад немного сухих листьев...
О!! Скажу, честно, мне надо все это хорошо обдумать.
Но все равно, хочется сразу же кое-что сказать.
И прежде всего, про четность. Кажется, я догадываюсь, что имеется в виду, но все-таки не совсем... Вот приведи еще примеры из знакомых музыкантов! Пока я представляю себе, что Тетсу - он да, четный, а вот Хайд - он какой-то двойственный для меня в этом плане.
Про измерения - это тоже сложная мысль. Лид-гитара - это высота, однозначно, вокал - даааа.... А вот два остальных... Буду думать.
Про Тетсу. Отчасти да, согласна, но не совсем. Мне думается, в нем есть тоже двойственность, или вернее противоречивость. Но это противоречие на другом уровне (плоскости, грани), чем у Хайда. У Тетсу противоречие между внутренним и внешним миром и еще что-то. Недаром к него такие нежные мелодии и неожиданно резкие тексты. И он действительно солнышко - только светит для других, а не для себя. Снаружи - солнце, это теплый свет, его не возможно не заметит, особенно в сольнике, но внутри - это да, меланхолик, и все, что ты пишешь, все так.
Кен - это да... Там эмоциональность и еще это человек потока. В отличии от Тетсу, в котором сильна структура.
Хайд - сложно, надо подумать. Но я полностью согласна, что он все делает не осознавая, как... То есть он сознательно делает другие вещи, а самые глубокие - только на интуиции...
и конечно, очень интересно про Юкки. Я еще не встречала таких интересных наблюдений.. И ведь все так! Хотя образ механический руки как-то коробит. Наверное, это не совсем так, ведь на протезе не возможно взбираться так высоко...
Ну, и теперь очередной вопрос, вернее, два. О любимом участнике группы, которым к моему удивлению, оказался Сакура. Это действительно редкость, в наше время. Честно говоря, думала, что ты назовешь Хайда. И поэтому вопрос номер два: А что значит для тебя Хайд?
Обдумывай. Если хочешь, можно сделать остановку.
Это же все мое собственное видение, картина мира, которую я собирала по крупицам много лет. У каждого она своя.
Примеры из музыкантов будут не очень знакомые. Например, Баки-сан (Gastank) -- нечетный вокалист, Киёши (Lucy, Machine) -- нечетный гитарист, Киёхару (Kuroyume, Sads) -- самый ярко выраженный нечетный музыкант из всех, кого я слышала; бас-гитарист Sads Кубота-сан -- нечетный басист; а вот например венские классики -- четные композиторы, а Лист, Шопен, Рахманинов, Скрябин, Стравинский -- нечетные. Практически все рок-группы -- четные, я могу привести лишь один пример нечетной рок-группы -- The Doors.
Некоторые товарищи умеют проявлять и те, и другие свойства -- как бывает, что правша отлично владеет и левой рукой, и наоборот. Тетсу с Сакурой был нечетным басистом, с Юки стал четным. Хайд абсолютно четный музыкант, яснее примера не бывает.
О да, точно, Кен очень спонтанный, и он вообще из потока не выходит, как мне кажется -- я вспоминаю, как он описывал свои способы сочинения музыки. А уж как обдумывал -- садился за руль и ехал куда глаза глядят, в потоке и в прямом, и в переносном смысле!
Не, Юки это рука как в Технолайзе -- нервы соединены с проводами в одно целое. Это не протез уже, а нечто большее. Она даже лучше, чем живая рука, сильнее, точнее, быстрее. Но конечно, и слава богу, Юки все же не драм-машина. Думаю, он на пути к настоящему совершенству.
А мне казалось, это весьма предсказуемо (смех).
О Сакуре. Когда я услышала его слова, прочитала его мысли, узнала о том, что с ним случилось я подумала: это же я. Это я так сказала бы, я так отвечала бы, я так поступила бы. Со мной случилось бы тоже самое, что с ним, я сделала бы точно так же, как он. Когда я услышала, как он играет, причем в другой своей группе, Zigzo, я поняла, почему питаю такое пристрастие к первым четырем альбомам Ларуку. Благодаря игре Сакуры это звучит как волшебство. В первый раз услышав Dune, я думала, что мое сердце выскочит из груди. Точно так же как было с Сакурой, когда он услышал Voice. Мне до сих пор не хватает Сакуры в Ларуку, я пытаюсь представить себе, как он сыграл бы ту или иную песню, если бы. Его стиль игры называют "поющим". Мысль о том, что Ларуку были единственной группой, с которой он мог полностью раскрыть свой уникальный талант, до сих пор причиняет мне боль. Это была настоящая катастрофа в жизни Сакуры, из тех, что пережить невозможно. Самим Ларуку эта катастрофа пошла на пользу. Они не только пережили второе рождение, они стали еще краше.
Сакура очень эгоцентричный человек, не наделенный скромностью и сосредоточенный на поисках просветления. Его духовная сила поражает, и она же оборачивается против него. Он сам поставил себе предел и разбился об него вдребезги. Хайд писал, что Сакура относится к музыкальным инструментам как к живым существам. Я вижу, что его сокровенная сущность прекрасна, но она так больше и не проявилась нигде после распада Zigzo. До Сакуры я вообще никогда не слушала ударные, я и подумать не могла, что это настолько волшебный инструмент, способный передавать тончайшие нюансы образов и мерцать внутри музыки как пламя в ночном лесу. Достаточно послушать In the Air, Shizuka no Umi de и White Feathes, чтобы убедиться в этом.
Хайд это неизвестная вселенная, в которой среди дивных, ни на что не похожих пейзажей зачем-то валяются горы земного мусора (смех).
Хайд это моя душа, это мое сердце.
Хайд единственный мужчина, чье тело я люблю.
Я хочу видеть его обнаженным и счастлива, когда он дает мне это.
Хайд источник бесконечного вдохновения.
Хм... видимо, вопрос о четности -нечетности сложнее, или у нас все же разный взгляд. То вроде понимаю, а потом -все же нет. Японских музыкантов, к сожалению, я не знаю, кроме Киёхару. Про Хайда не понятно, ну да ладно.
Тут действительно у каждого своя картина мира. И очень интересно узнавать чью-то еще - порой это очень помогает уточнить и свою собственную.
Значит, вот что такое с Сакурой! И да, я полностью согласна, что именно в Ларуку он мог полностью реализовать свой талант.. Но увы, что есть, то есть... И да, на меня тоже большое впечатление произвели его слова и мысли.
Но почему же у Хайда горы мусора?? Это неожиданно.
Кстати, а кто у тебя любимый композитор в Ларках? различаешь ли ты песни по их авторству? И как относишься к сольным проектам?
Видимо, я не в состоянии сейчас внятно сформулировать, для меня это выглядит слишком очевидным.
Мы с тобой отмечали его способности в области словесности, помнишь? Недавно мне случайно попалась песня Ларуку с текстом Сакуры -- и внезапно оказалось, что это так сильно сказано -- до мурашек.
Ветром нанесло (смех). Хайд развивался как изолированный миллионы лет остров в океане, но потом все же до него добралась цивилизация (смех).
Очень различаю песни по авторству, у них же у всех разный вкус! Любимый композитор в Ларках, конечно же, Кен.
К сольным проектам отношусь хорошо. Они обогащают группу.
То есть сольные проекты скорее как вспомогательные, побочные ветви?
А вот что ты говорила про классификацию песен? Про песни-двойники я помню, очень интересная идея, я тоже это заметила. А классификация песен - это как?
Да. Единственным полноценным соло был Roentgen Хайда. Все остальное -- побочные ветви. Потому нет среди тех ветвей ни одного дерева, равного Ларуку.
Это простая классификация, по атмосфере и по жанрам. Стоит ли приводить подробно?
Хм, ну, может быть.. Вампс ты не считаешь деревом?
А Юкино соло - это скорее отдельный побег чего-то другого.
Интервью у нас получается длиннющее, но классификация - это ужасно интересный вопрос, и прежде всего и для меня.
Я так высоко ставлю Roentgen Хайда, потому что одна эта вещь создала собой целый мир.
VAMPS - это куст (смех). Он претендует на то, чтобы стать деревом, но до этого еще далеко.
Пожалуй. Соло Юки началось еще до его вступления в Ларуку.
Я классифицировала их очень просто: по видам воздействия на себя. Я выше говорила, что часто шла, куда глаза глядят, слушая музыку. Так вот есть песни, под которые можно спокойно идти (например, Blame, C'est la vie, The Fourth Avenue Cafe, Singin' in the Rain, Perfect Blue, Time slip), есть те, что заставляют меня бежать (против моей воли даже! например, Honey, Route 666, Killing Me, Jiyuu e no Shoutai, The Black Rose), и те, которые создают ощущение, словно я плыву над землей (As if in the dream, In the Air, Cradle, Seppun, Hoshizora). Конечно, это последние, медитативные, космичные, эфирные вещи и являются моими самыми любимыми. Сейчас я бы разошлась и классифицировала их по трем гунам -- тамас, раждас, саттва; но у меня язык не поворачивается назвать хоть одну песню Ларуку тамасической (застой, тьма). Хотя состояния раджас (энергия, движение) и саттва (гармония, свет) представлены более чем полно.
Да, Вампс - это быстро растущий, хотя еще и молодой куст
Интересная классификация! Насчет гун - тут я не сильна, так что ничего не могу сказать.
Но давай двинемся дальше. Интервью получается длинным, но есть еще много интересных вещей. Расскажи, пожалуйста, о поездке на концерт. что послужило стимулом, чтобы преодолеть все трудности и поехать? Каким было самое сильное впечатление?
Конечно.
У меня не было выбора. Или я поеду, или умру, причем умру гадко и страшно, заживо. Так что стимулом был страх за собственную жизнь (смех).
Для многих такая поездка -- это просто веселое приключение, волнующее путешествие, и в нем нет ничего сверхъестественно сложного. Для меня это было практически чудом, потому что через "невозможно, не могу, не получится". Я была без работы, без денег, без загранпаспорта и без единой надежды. Неплохой набор для получения шенгенской визы. Теперь я знаю, что реально ВСЕ.
Так что у меня были сплошные сильные впечатления. Начиная от ночного полета над Черным морем и заканчивая нашей с тобой встречей на другой день после концерта.
Конечно, я никогда не увидела бы Париж, если бы не Ларки. Париж стоит мессы, а Ларки -- Парижа.
Изменилось ли отношение к музыке, к группе, после того, как ты увидела их вживую?
Изменилось не мое отношение, а что-то произошло со мной самой. И соответственно, я стала слышать и видеть по-другому. Исчезло много штампов и барьеров. То есть... словно я стала более цельной. Я вообще не могу объяснить, что там со мной произошло. Просто теперь я люблю их еще больше. Как будто я получила полное подтверждение тому, что знала.
Кратко, но емко! А куда хочешь больше - на концерт Вампс или на другой концерт Ларуку?
Одно другого не заменит.
Естественно.
Ну, а теперь хочу расспросить про переводы. Расскажи, пожалуйста, с чего все началось?
С желания понять Хайда. Со страстного желания прочитать, что он пишет и что он говорит, самостоятельно. С глубокого неудовлетворения найденными на Лост Хэвене переводами ларковской лирики.
То есть, ты начала с лирики? Честно говоря,мне кажется, то, что ты перевела столько песен, это просто подвиг. Я на такое не способна. Ведь текст песен - это не просто текст.. И какая песня была первой?
Да, с лирики. Это было самое животрепещущее. Я привыкла понимать, о чем поется. Если честно, ничего героического в этом нет. Особенно если переводить как я, с трясущимися руками и полным незнанием языка. Я переводила для себя, потому что очень хотелось, не было сил ждать, нетерпение сжигало. В результате, даже после многочисленных правок, я до сих пор нахожу в своих переводах ошибки. Там неправильно поняла, там... очень стыдно.
Вот именно, текст песен это не просто текст. Мой путь лежит в направлении "понимать без перевода".
Первой была Hoshizora
Мне нравится твой перевод Hoshizora!
Но расскажи, что значит полное незнание языка? Как и когда ты начала учить японский?
А я стыжусь его, но почему-то не могу перевести ее заново.
Это когда видишь красивые знаки и при переводе получаешь набор слов, непонятно как связанных друг с другом. И начинаешь выяснять эти связи, а иногда вообще угадывать их! Потому что человеческое мышление не зависимо от языка полно сходств. И пусть мы описываем разные словами, оборотами и образами -- мы описываем одни и те же эмоции. Если ты прошел через то же самое, ты поймешь.
Учить -- это сильно сказано. Я начала к нему подбираться -- потихоньку, медленно и нежно. С апреля по ноябрь 2008 года я читала одну-единственную книгу, которая просто рассказывала о японском языке. Что-то вроде неспешного знакомства. Это "Кандзявые эссе" Александра Вурдова. И далее, я не столько учила, сколько просто читала учебники и сопутствующие книги. Я не пыталась запомнить правила или знаки. Но я сразу стала пытаться переводить. И даже если понимала хотя бы одну фразу -- это приносило большую радость. Конечно, случались перерывы, иногда довольно большие. Например, полгода я потратила на подготовку к госэкзаменам в своем институте. Конечно, мой способ познания японского напоминает попытку наполнить бассейн с помощью пипетки. Многие за такое время добились много большего, и я по-хорошему им завидую. Но у меня своя маленькая победа -- я не бросила, как бросала много раз до этого.
Да, это очень важно, что ты не бросила... Что продолжаешь, несмотря на перерывы.
Иногда я думаю, что у каждого человека свой путь познания, который зависит и от личности, и от целей. Так что другие - всегда будут учить по-другому. И будут переводить по-другому. Да, человеческое мышление полно сходств, в лирике очень важно понять эмоцию, это гораздо важнее , чем точность перевода слов.
А какие из твоих переводов лирики Ларков нравятся тебе сейчас? И что было самым трудным?
Есть шанс наполнить свой бассейн (смех).
Учить по-другому -- быстрее. Да, часто знание языка не помогает понимать эмоции.
О, сложный вопрос. Garasu Dama. То есть она даже не столько как перевод, сколько как стихотворение -- прекрасна. Но при этом меня не мучает ощущение, что я что-то по дороге не донесла. Много мучений и непонимания мне принесла Metropolis. Я ужасно люблю ее, и так и не смогла адекватно перевести, хоть плачь.
Будешь ли ты продолжать переводить песни Ларков, Вампс? Есть ли песни , которые тебе не хочется переводить? Есть ли переводы, которые ты точно хочешь переделать?
Конечно, буду. Есть такие, которые переводить не хочется -- Link, например, у Ларуку, или Past у Вампс. Однако, я не зарекаюсь. Да, мне точно надо заново перевести Niji и Sai wa Nagerareta. И Metropolis. Ошибки, которые я там сделала, не дают мне покоя. Особенно это касается Niji.
А у Вампс это Sweet Dreams. Спрашивается, почему я строку kokoro no sukima wo hageshii oto de umete ite поняла, словно бы Хайд чужие пустые души заполняет своей музыкой, когда он говорит о себе? Из-за этого она потеряла всю свою силу...
Мы все очень ждем новых переводов Ларковских песен. Да, Niji... Я точно знаю , что переведу ее когда-нибудь...
А как ты думаешь, у песни бывает единственный идеальный перевод, к которому нужно стремиться, или же возможны разные переводы одной песни? как ты относишься к переводам других людей?
Обязательно переводи! Мне очень жаль, что ты так мало переводишь лирику. Хотя я понимаю, с чем это связано.
Не бывает никаких "единственных идеальных переводов". Любой перевод есть порча авторского текста. Я адекватно отношусь к переводам других людей. Иногда просто ухожу, закрыв лицо руками, иногда пытаюсь помочь, иногда восхищаюсь и у меня в голове сразу будто складывается весь паззл песни.
Да, иногда очень полезно бывает почитать чужой перевод, действительно, как паззл...
А что насчет переводов интервью? Когда ты начала их переводить? И чемдля тебя эти переводы отличаются от переводов текстов песен?
Мне очень хотелось читать интервью, мучил недостаток информации, не столько даже фактической, сколько эмоциональной. Когда человек говорит... то, как он говорит и что, выдает его с головой. Вот это самое и нужно было мне. Я прочла все, что было уже переведено на русский, и после этого начала читать на японском. И переводить.
Единственное отличие -- объем (смех). Несравненно больший объем текста.
"Когда человек говорит... то, как он говорит и что, выдает его с головой."
Да!! Для меня это тоже самое интересное!
Значит, сложность - в объеме. А чем проще интервью, чем лирика?
Как ты выбираешь интервью для перевода? Ведь их очень много!
Ты меня понимаешь. А еще то подхлестывает то, что это целина полностью непаханная, где угодно можно обнаружить интересные факты.
Ничем не проще, это я иногда упрощаю, позволяю себе вольности в сфере окраски лексики. Или вообще своими словами излагаю мысль автора, потому что иначе будет очень не по-русски. Наш язык уникален тем, что в нем можно воспроизвести практически любую синтаксическую структуру другого языка. Но как это будет звучать!
Сейчас я скажу, что они сами меня выбирают (смех). Нет, конечно. Но выбираю интуитивно. Например, мне интересно почитать о создании любимого альбома, и я начинаю рыться в журналах. Но частенько бывает, что я просто смотрю фотографии, меня привлекает текст под ними, замечаю знакомые буквы -- и вот я уже перевожу бог знает что (смех). Чаще всего бывает, что это было что-то очень мне нужное. Видимо, мой мозг запомнил много больше кандзи, чем я помню осознанно, и успевает определить ценность информации до того, как спохвачусь и пойму, в чем дело.
Точно, ты подсознательно улавливаешь нужную информацию. Ну и правда, нужная информация всегда приходит вовремя. А что больше нравится переводить: интервью или лирику?
Подсознание великая вещь. Пользоваться им интересно, удивительные результаты на выходе получаются.
Переводить одинаково мучительно (смех), так что нравится в равной степени.
Обсуждать переводы можно долго, но ведь есть и еще важный вопрос: как повлияла музыка Ларуку на твое творчество?
Ооооооо, это мой любимый вопрос. Ларуку... короче, у меня был творческий взрыв, когда я их узнала. Я стала писать прозу и писать песни, чего не было раньше, а мои стихи поменяли свое качество. То есть они резко выросли, это были сильные вещи, которые немыслимы для меня раньше. Я почувствовала, что стала стремительно расти, как растение, которому наконец-то стало доставать солнечного света. У меня вообще было стойкое ощущение, что я плыву в потоке света, как будто вышла из мрачной и сырой темницы.
Бывало так, что я смотрела концерт и меня просто захлестывало стихами -- приходилось останавливаться и записывать...
Но я совершенно перестала рисовать. Это очень странное влияние, но я очень много стала писать, а рисовать, (а я рисовала всю жизнь) прекратила совершенно.
Какое удивительное чувство!
Это действительно здорово!
А как ты теперь сама оцениваешь образы участников группы, которые ты создала?
Это настолько хорошо, что я хочу этого еще и еще. Невозможно насытиться творчеством.
Уточни вопрос. Какие образы -- то, что я выше описала, как вижу их, или образы, которые в моих фанфиках?
У меня при первом взгляде на человека моментально складывается его образ -- и потом он лишь дополняется и корректируется, но основы своей не меняет никогда. Потому что образ складывается при бессознательном анализе выражения лица. То есть когда я впервые увидела Ларуку, всех пятерых, у меня возникло что-то вроде эскиза, карандашного, угольного наброска. И с течением времени в эти наброски словно добавлялись тени и свет, объем, перспектива, цвета, оттенки, нюансы, детали...
Образы в фанфиках. Насколько удалось описать эти образы, которые ты увидела? И в каких фанфиках , как тебе кажется, это получилось лучше всего?
Образы в фанфиках упрощенные. Это же фанфики, а не психологический роман. Дело в том, что я не выбирала сознательно. Мой мозг выполнил всю работу в подсознательном режиме -- при том, что накопление информации, фактов и эмоций достигло нужной плотности. И тогда оно все само выбралось и эти образы сами нарисовались. Чтобы опять написать фанфик, мне опять нужно накопить критическое количество информации.
Мне кажется, они везде хорошо получились. На своем уровне.
"...накопление информации, фактов и эмоций достигло нужной плотности. И тогда оно все само выбралось и эти образы сами нарисовались".
И ты просто помогла им оформиться...
Значит, ты пока не пишешь, потому что пока не накопились информация и эмоции?
И еще, многие отрицательно относятся к самой идее писать фанфики о реальных людях. У тебя не возникает сомнений какого-либо рода по этому поводу?
Да, я ощущаю нехватку новой информации, потому что уже известную второй раз использовать не могу.
Я понимаю этих людей. Слишком много плохих фанфиков. Для меня фанфики -- это просто способ обменяться эмоциями с другими фанатами. То есть я в целом в фанфике ищу не точные описания, знание матчасти или психологии -- я ищу красивых эмоций самого автора по отношению к своим кумирам. Но чаще всего там нет красивых эмоций... а сплошная грязь, насилие и цинизм. В основном фики пишут молодые девушки, и я задумываюсь, откуда же столько насилия?
Возникают сомнения, конечно. Лучше писать о своих собственных героях.
Скажи, пожалуйста, а какой из твоих фанфиков тебе самой нравится больше всего? Или какие два-три?
И еще, каковы творческие планы? Можно ждать новых произведений?
Мне нравятся те, что про даймона. Я так сильно привязалась к этому персонажу, что никак не могу расстаться с его темой.
Творческие планы большие. Решила не мучиться и писать дальше фанфики, только больше объемом и со своими персонажами. Так что можно ждать новых произведений.
Очень ждем новых произведений!! А как это, фанфики, но со своими персонажами?
вообще интервью получилось длинным, но мне было очень интересно! Но пришла пора задать и завершающий традиционный вопрос: "что бы ты хотела сказать Ларкам? Всем вместе или по отдельности?"
Очень просто. Как у той девушки, что написала роман по Kaze ni Kienaide. То есть я хочу по четырем первым альбомам и Рентгену написать романы.
Сказать я ничего не хочу, я хочу сделать. Но у меня пока недостаточно сил для этого. Это как попытаться крикнуть на весь мир. Или слышишь чьи-то позывные и хочется послать ответный сигнал: корабль в космосе, вы не одни! Вы не одни.
Есть не только позывные с затонувшись кораблей, но и новые корабли. Они строятся...
Я буду очень-очень ждать эти романы.
И я очень тоже хочу сделать, и у меня тоже недостаточно сил... но я их собираю!
Спасибо большое за интервью!! Оно получилось очень длинным, но доставило мне огромное удовольствие.
Я тоже собираю силы. И ресурсы.
Большое спасибо тебе! Мне тоже было очень интересно, многое поняла и сформулировала по ходу действия))))
Интервью с читателем 3\3
Длинное, но очень интересное интервью с Хэвенли
Как началось твое знакомство с L'Arc-en-Ciel?
Это очень долгое знакомство, растянутое во времени. Можно сказать, что сначала я познакомилась с сольным Хайдом, причем не визуально, а на слух. Но раз мы говорим именно о Ларуку, я буду говорить только о группе.
Я увидела Хайда, и их всех, но сначала все-таки Хайда. То есть я увидела кусок клипа Blurry Eyes, озвученный другой песней -- из м/ф "Летучий Корабль". Я увидела Хайда, с длинными волнистыми волосами, частично закрывающими его лицо, в темной одежде и белой ткани, плотно повязанной на его талии прямо поверх джинс... я увидела его глаза. Мое сердце остановилось. Оно и сейчас останавливается, когда я воспроизвожу в памяти этот момент. Мое сердце мне сказало, что это что-то очень важное, нечто, искомое во тьме. Я нашла саму песню, и чуть было не закричала: я была уверена, что слышала ее раньше! Слышала песню и видела клип.
Так началось знакомство с L'Arc-en-Ciel. И продолжается до сих пор.
Ну, вот началось интересное, значит, нужны и подробности!
Как и когда ты познакомилась с сольным Хайдом? И какое было впечатление, самое первое?
читать дальше
Как началось твое знакомство с L'Arc-en-Ciel?
Это очень долгое знакомство, растянутое во времени. Можно сказать, что сначала я познакомилась с сольным Хайдом, причем не визуально, а на слух. Но раз мы говорим именно о Ларуку, я буду говорить только о группе.
Я увидела Хайда, и их всех, но сначала все-таки Хайда. То есть я увидела кусок клипа Blurry Eyes, озвученный другой песней -- из м/ф "Летучий Корабль". Я увидела Хайда, с длинными волнистыми волосами, частично закрывающими его лицо, в темной одежде и белой ткани, плотно повязанной на его талии прямо поверх джинс... я увидела его глаза. Мое сердце остановилось. Оно и сейчас останавливается, когда я воспроизвожу в памяти этот момент. Мое сердце мне сказало, что это что-то очень важное, нечто, искомое во тьме. Я нашла саму песню, и чуть было не закричала: я была уверена, что слышала ее раньше! Слышала песню и видела клип.
Так началось знакомство с L'Arc-en-Ciel. И продолжается до сих пор.
Ну, вот началось интересное, значит, нужны и подробности!
Как и когда ты познакомилась с сольным Хайдом? И какое было впечатление, самое первое?
читать дальше