Как и когда ты впервые услышала Киёхару? Каким было первое впечатление?
Дело было за неделю до Хэллоуина 2010. Тяжелое для меня время. Впервые я Киёхару-ши не услышала, а прочитала. Он заинтересовал меня тем, что говорил. Моя первая мысль была: какую же музыку пишет человек, который говорит такие вещи? Какой у него голос? Интернет тогда у меня был из рук вон плохой, поэтому я скачала одну очень нерадостную песню Kuroyume - Nakigara wo ~Phantom Lover~. Мне безоговорочно понравился его голос. А музыка показалась приглушенной, неяркой, словно картина художника, пользующегося ограниченной палитрой. Это полностью совпадало с моим тогдашним мироощущением. Чуть позже - месяц спустя - я добралась до хорошего интернета и стала поглощать всё подряд, что находила на ютубе, не отделяя еще соло от SADS или Kuroyume. У SADS тогда как раз вышел сингл Disco - совершенно драйвовая, зажигательная, жесткая, уносящая музыка. Это полностью свело меня с ума, и я погрузилась в странный мир Киёхару-ши, полностью отключив критическое восприятие. Меня совершенно не смущали его очень разные, очень яркие, на грани фола, сценические образы, нестандартная внешность, необычный тембр голоса и его музыка, наделённая чётким, ясно различимым вкусом, ощущаемым именно как вкус какого-то неведомого экзотического блюда, которое заставляет поначалу отшатнуться от себя, а затем становится самым любимым лакомством.
читать дальше
А теперь ты разделяешь для себя все его проекты? Какой из них для тебя ближе?
Теперь разделяю. У меня есть любимая псевдотеория развития Киёхару как творческого человека. То есть, это теория Гегеля, конечно, но она так хорошо у меня легла Х)) Псевдотеория моя состоит в том, что в творчестве человек сначала утверждает, потом отрицает, а потом доходит и до синтеза. Ну, многие не доходят. Или сразу с отрицания начинают. А у Киё - всё было прям как по Гегелю Х))) Утверждение - Kuroyume (несмотря на "тёмное" название, светлая группа), отрицание - SADS (ах! классический образец "тёмной группы" Х) и, наконец, синтез того и другого в соло. В соло прямо вот хорошо ощущается, что Киёхару нашёл себя. Ни на что не похожая музыка. Тут надо добавить, что и утверждение, и отрицание перед тем были исчерпаны полностью - но открытие собственной сути дало Киёхару очень много сил и вдохнуло новую жизнь и в SADS, и в Kuroyume. И очень заметно, как эти зрелые, полновесные утверждение и отрицание качественно отличаются от тех, что были до, пока Киёхару искал себя. И не только себя, но и людей, с которыми творить и играть! Это я про Кена Миё, а также про Каза и Го-куна! Прежние песни наконец-то раскрылись полностью в обновленном звучании. Поэтому дороже всего мне, разумеется, синтез - то есть соло Киёхару. Тут я с неотступным вниманием слушаю все альбомы. Остальное все еще остается чуточку недооткрытым.
Какая интересная теория! И действительно, все так и получается! Тогда давай посмотрим подробнее, что тебе больше всего нравится в каждом проекте. Начнем с Куроюмэ. Какие у тебя любимые песня и альбом?
Только не забываем, что это псевдотеория, призванная просто и образно структурировать для меня этапы творчества отдельных исполнителей)))
Kuroyume - это те самые картины художника, использующего ограниченную палитру. Это когда мало цветов - но много оттенков. Любимый альбом - CORKSCREW. Последний перед распадом в 1997 году. Звучание у него такое, что там уже полшага до SADS. Киёхару после периода, когда Kuroyume были вынуждены играть... мм... более лёгкую и яркую музыку, упорно шёл путем утяжеления и ужесточения звучания. И вот кульминацией этого пути был великолепный альбом CORKSCREW.
Любимая песня на данный момент - KINGDOM. Это сингл новых Kuroyume, 2013 года выпуска. Зрелая, полновесная работа, чувствуется вся полнота опыта, приобретенного за прошедшие годы - такая тяжелая, сочная, размазывающая своей силой композиция, заводит невероятно!
Между прочим, звучание Kuroyume продолжает утяжеляться и посейчас)))
Как ты считаешь, насколько сильно отличаются Куроюмэ до 1997 года и нынешние? И справедливо ли предположить, что Киёхару есть что сказать и в Куроюмэ, а не только в сольном творчестве? И как ты относишься к Хитоки?
Отличаются, как молодой человек отличается от зрелого. Молодого кидает из крайности в крайность далеко не всегда по своей воле, а зрелый гнёт собственную линию.
Не совсем поняла второй вопрос. Ты имеешь в виду, стоило ли воскрешать Kuroyume? Киёхару говорил, что сделает это вне зависимости от того, примет ли в этом участие Хитоки. Думаю, в любом случае - стоило, потому что Kuroyume только теперь достигли нужного саунда. Раньше их песни не могли звучать так, как должны были, потому что текучка кадров ослабляет и портит саунд. Думаю, именно то, что Киёхару нашёл нужных ему гитариста и драммера, так сильно завело его на то, чтобы вернуть Kuroyume. Раньше они так и не досбылись - и последний перед распадом альбом был толком так и не сыгран. А это нехорошо, это незавершённый гештальт. Теперь, как мне кажется, он завершён.
Хитоки, на мой взгляд, светит отраженным светом, но, я боюсь, рядом с Киёхару трудно не потерять себя.
Ну, а теперь перейдем к SADS. И опять все те же вопросы: любимая песня, любимый альбом, любимый альбом?
Тут надо сказать, что SADS до соло и SADS после соло - практически две разные группы. Или, даже так - в SADS до соло было несколько музыкальных направлений, а сейчас Киёхару оставил одно - самое тёмное и тяжелое (я могу ошибиться с названиями жанров, поэтому предпочитаю их не называть, а описывать). Последний сингл SADS перед распадом в 2003 году, Masquerade, - это практически соло. Звучание, структура песни, манера пения - и даже клип - это чистый сольный Киёхару. Даже странно видеть, что эта песня относится к SADS))) В интервью последних лет Киёхару говорит, что, когда у него появляется песня, только в процессе ее формирования он решает, какому из трёх его проектов она принадлежит. До этого они, видимо, путались)))) Или не находили своего места...
Любимый альбом SADS - BABYLON, 2000 года выпуска, абсолютно чёрный, тяжёлый, гранёный и драгоценный по ощущению от музыки. Очень нравится концепция альбома, не новая, но всегда волнующая))) И что вообще есть концепция - нравятся мне такие вещи. Конечно, кто-то скажет, что альбом 2001 года THE ROSE GOD GAVE ME на порядок круче и концепцией, и саундом, и я не буду спорить - но тут сердцу не прикажешь.
Любимая песня - Rosario to Bara. Да, она как раз с THE ROSE GOD GAVE ME Х))) Завораживающая, гипнотизирующая, мистическая, яркая, запоминающаяся. И мне очень близка лирика - иногда я цитирую её себе.
Как интересно... Получается, что до 2003 года Это была единственная группа Киёхару? Тогда не удивительно, что там было несколько направлений. А что насчет любимого концерта и клипа?
Точно так же, как до 1997 года единственной была Kuroyume. И в Kuroyume тоже шла смена жанров. А сейчас всё устаканилось и приобрело чёткую форму.
Любимый концерт Kuroyume - это, как ни смешно, Kuroyume the end 2009 года. Этот концерт - такая точка схождения многих линий. Киёхару там абсолютно сольный на вид. Но что касается исполнения... оооо. Он хотел закрыть гештальт одним концертом, да не тут-то было! А всё потому, что нашёл Каза и Го-куна - парней из мира металла, которые создали ему такой саунд, от которого невозможно оторваться! (Тем более, после концерта они подошли и сказали: Киёхару-сан, а давай вместе еще что-нибудь сыграем, только потяжелее?А какой рок-музыкант не хочет потяжелее? Ну как можно было устоять?) Буквально через год уже и Kuroyume, и SADS были введены обратно в строй)))) Что касается SADS - концерт, который нравится больше других - это Gothic Circus. Визуальное пиршество, логическое, как мне кажется, продолжение концерта Babylon. Даже лучше смотреть их один за другим, как две части одного фильма. Это смесь мистики, готики, эротики и металла - но совершенно не приторная.
Любимый клип Kuroyume - Kouishou -aftereffect-. Он жуткий и почему-то действует на меня сильнее всего.
Любимый клип SADS - Strawberry. Я не очень понимаю, о чем он, мне просто тупо нравятся видеоряд и цвета.
А теперь переходим к любимому сольнику. Итак, любимый альбом, любимая песня ( как хорошо, что не мне задают этот вопрос!!)
Да, соло я люблю больше всего. В нём яснее всего ощущается специфический вкус музыки Киёхару. Первая в моей жизни музыка, которая ощущается как вкус! Прежде синестезия у меня шла только в связке звук - цвет, звук - осязание. Чувствовать вкус музыки - нечто невообразимое. Мне кажется, что Киёхару сам на вкус точно такой же, как его музыка. Я безумно люблю как он поёт свои стихи - с каким множеством интонаций. И, конечно, то, что он в соло делает на сцене. У него есть собственный алфавит жестов и движений, непрестанно пополняемый - и каждое, любое его движение - из его сути. Он очень, очень красивый человек - как сочинитель и исполнитель музыки. Морфей - и Орфей, Эрос - и Танатос. Его сольные клипы, (снятые, кстати, одним режиссером) - словно короткометражные фильмы, невозможно оторваться, хочется пересматривать множество раз, чистый гипноз)
Как ни странно, у меня есть любимый альбом То есть, два любимых альбома: это первый альбом Поэтри и двойной альбом Свет и Тень. Их я слушаю чаще всех. Предвосхищая вопрос о любимом лайве, скажу, что это как раз лайв к Свет и Тень.
В самые-самые любимые песни попадает не меньше полтора десятка))) Очень часто от песен Киёхару ощущение, будто эта музыка написана специально для меня: практически физическое ощущение, что они цепляют у меня в мозгу какие-то неизвестные центры и запускают множество процессов - и словно ток идёт по цепям, и нейроны загораются целыми созвездиями ОО. Даже слегка шок от этого бывает. Но есть одна песня, которая сыграла особенную роль в моей жизни. Это Sora Я до сих не понимаю, о чём лирика, но я точно знаю, о чём музыка...
Да, музыка Киёхару необыкновенная, она действительно другая, ее сразу узнаешь. И что насчет любимого клипа?
И сразу спрошу впечатления о новом альбоме.
Нет любимого клипа. Слишком много люблю. Я постигала соло Киёхару зимой 2010 - 2011 по ютубу - то есть сразу клипами, поэтому очень много из них тех, что крайне дороги моему сердцу. У меня было ощущение, что я смотрю фильмы. По Авроре я написала целую историю) Режиссер Имаи-чан создаёт в этих клипах целый мир Киёхару. Вот что даёт многолетняя работа с понимающим профессионалом. Клипы перекликаются между собой, отражаются на обложках альбомов и синглов, в фотосессиях... У Киёхару великолепные фотосессии. Глаз не оторвать.
У меня есть клип - лидер по числу просмотров - это "белая версия" Tattoo. Есть клип, который погружает в себя глубже всех - это Sora. Есть клип, в котором каждый кадр - шедевр - это Daraku. Абсолютный фаворит по крутости - The Sun. Самая захватывающая символическая история - алый Sari. Самый светлый и сияющий, что ближе всего к сердцу - Ryuusei. Найдётся кино на любое настроение. И всегда будет ощущение, что мало, хочется ещё...
Киёхару-сан, как всегда, на высоте)))) Пока что слушаю новый альбом как цельное произведение)))
Надо пойти и пересмотреть клипы...
А скажи, пожалуйста, кто-нибудь из музыкантов, с которыми работает Киёхару, тебя заинтересовал?
Приятного погружения)))
Да. Это Кен Миё. Классный гитарист. Но самый главный его талант - он гениальный аранжировщик. Думаю, не сильно ошибусь, назвав его в некотором смысле соавтором Киёхару в соло. Киёхару описывал работу над песнями с Кеном как игру в бадминтон - они подают и отбивают друг другу идеи. Принося музыку в работу, Киёхару сам не знает, что получится в итоге - и этот процесс интригует его, как разгадывание загадок (мне очень нравится, что Киёхару любит процесс создания музыки и процесс её записи, и что ему этого всегда мало: он так и говорит, что сочинял бы ещё и ещё *.*)))). Миё-сан так же работал в обоих сольных проектах Атсуши Сакураи. Причём, как я понимаю, и в первом, и во втором случае это было практически одновременно. В этот раз я волновалась, каким получится новый альбом, хватит ли у Миё-сана сил на двоих таких сильных исполнителей! Хватило, и, судя по результатам - с лихвой))))
В целом же мне вообще нравятся музыканты, которых выбирает Киёхару. Драммер Хигучи Шоко-чан, которую мы можем видеть и слышать на всех ранних концертах, шикарный бас-гитарист Кубота Кейске, украсивший собой (красавчик с длиннющим хайером!) и своей игрой и соло, и SADS, и, конечно, поразивший Киёхару при первой встрече Каз-кун, метал-гитарист, который помог возродить и SADS, и Kuroyume.
Удивительно, одновременно работать в двух таких проектах! Но давай поговорим о лирике. Ты переводила некоторые песни, расскажи, пожалуйста, поподробнее о лирике. Отличаются ли стихи в разных проектах?
Киёхару очень контактный человек, с множеством народа поработал, и многих, как, к примеру, Инорана или Киёши, я не упоминаю, как всем известных)))
Лирику я переводила мало, она мне так и не далась. Стихи отличаются, конечно. В Kuroyume индис периода вообще был угар и декаданс на грани хоррора. В целом в Kuroyume много психологизма, соло - это интимные, камерные стихи, а SADS - это тематические стихи, соответствующие образу "тёмной группы". Хотя совсем уж чётко поделить невозможно, взаимопроникновение идёт.
И все-таки, переводы есть? А еще будешь переводить? И вообще, чем отличается лирика Киёхару от других, знакомых нам авторов?
Целый один! Это Kimi no koto ga. Есть ещё сонгфик по мотивам Phantom Lover, но он ужасен))) Если сильно припрёт - буду переводить, как миленькая)))
Нет, сравнительный анализ я еще не готова проводить))) У меня только субъективные впечатления: кого-то я понимаю больше, кого-то меньше, а Киёхару не понимаю совсем)))
Значит, все впереди! А возникало ли у тебя желание нарисовать его?
Киёхару - идеальная модель для художника, на мой взгляд. В определенный период жизни он вернул мне само желание рисовать. И рисовала я его много, много раз, и с огромным удовольствием - даже в тех случаях, когда результат был далёк от хорошего. Обычно процесс рисования доставляет мне разнообразные мучения, и вот впервые в жизни я рисовала с наслаждением и взахлёб.
И еще, писала ли ты когда-нибудь о нем рассказ или историю?
Что греха таить, писала, конечно же. Грешна))) Киёхару очень, очень вдохновляет. Уже упомянутый мной рассказ по Авроре и одну сказку - которая зовётся Лавандовые Поля))) Но поклонникам лучше бы этого никогда не читать, потому что треш и угар
Скажи, пожалуйста, когда тебе легко понять Киёхару, а когда, наоборот, сложно? Например, тебе легко было писать о нем?
В случае с рассказом Аврора я будто бы написала сценарий фильма, где Киёхару исполнял главную роль. Что касается его образа в моих фанфиках, то, пока я не стала читать блог Киё на Амёбе, он у меня получался абсолютно мимо своего характера. А вот когда я почитала Амёбу... там было столько фактов, что, если бы я хотела писать дальше - это получалось бы легко. Конечно, от 2000 страниц по три поста на каждой сейчас почти ничего не осталось, но я-то помню Х)))
Да, блог действительно может действительно дать понимание о человек.. И последний вопрос: что бы ты хотела сказать-спросить к Киёхару, если бы представилась возможность?
Было интересно читать, жаль, в итоге Киёхару всё удалил.
У творческих людей хочется много что спросить - но ведь для таких вещей вроде бы есть журналисты? Не хочется отнимать у творчества время, а у журналистов - хлеб!
Спасибо большое за интервью! но все-таки, хочется спросить еще: с чего бы ты посоветовала начать слушать Киёхару новым людям?
Большое спасибо за беседу, Ди! Начинать знакомство с музыкой Киёхару-ши я бы рекомендовала с сольного альбома Поэтри. Подбираться к душе нового фаната надо постепенно и нежно! А потом от нашего Орфея уже никуда не денешься!))))