Интервью Йошики для Майнити Симбун от 1 января 2018 года.Источник:
mainichi.jp/articles/20171228/mog/00m/040/06600...Редактор:
Харука ХьюгаИскусственный интеллект: стать не соперниками, а друзьями.Искусственный интеллект показывает блестящее продвижение в области литературы, музыки и изобразительного искусства.
В январе 2017 года ученые из университета в Осаке измерили мозговые волны, которые создает мозг человека, слушающего музыку. На основе этих экспериментов был разработан Искусственный Интеллект (далее – ИИ), который может сочинять музыку в соответствии со вкусами людей. В научно-исследовательском центре Sony ИИ после изучения разных жанров музыки может сочинять музыку в определенном стиле, например, музыку "в стиле Битлз". В будущем, возможно, ИИ будет писать романы. Возможно, что некоторые люди чувствуют угрозу со стороны ИИ. Что же думают об этом ведущие деятели искусства? Сегодня этот вопрос был задан Йошики, лидеру группы X JAPAN, которая имеет поклонников по всему миру.
читать дальше
В нотах – боль сердца
Интервьюер: Искусственный интеллект теперь научился сочинять музыку. Как Вы считаете, в будущем какое место ИИ займет в мире музыки?
Йошики: В своей основе музыка – это математика. Сочетания нот, сила звука и темп, последовательность аккордов – все это можно представить в виде данных. Например, ввести в память ИИ хиты прошлых лет, и, думаю, что он сможет сочинять хиты. Думаю, что не так далеко то время, когда ИИ сможет вести активную деятельность в мире музыки.
Но в то же время я считаю, что смысл не только в том, чтобы писать хиты. Если бы я хотел писать продаваемую музыку, иными словами – хотел бы только заработать побольше денег, то я выбрал бы другую профессию. Для этого необязательно заниматься искусством.
И: Йошики-сан, а почему Вы решили сочинять музыку?
Й: Я не могу объяснить, как мелодии вдруг приходят ко мне в голову. В тот момент, когда у меня складывается мелодия, я и сам волнуюсь, чувствую, что сам себя исцеляю.
Мой отец ушел из жизни, когда мне было 10 лет. С тех пор я начал писать музыку, я смог выразить в музыке всю свою печать и гнев. Я с головой уходил в музыку, и это спасло меня. Думаю, что я до сих пор жив именно потому, что у меня была возможность для музыкального творчества. Сочинять музыку – это как нырнуть в расстилающееся перед глазами море, коим является искусство. Так я и пишу музыку, погружаясь в это море крови, окрашиваясь в красный цвет, хотя это и не Kurenai.
И: Сейчас ИИ может сочинять музыку в стиле Битлз. В будущем он сможет писать песни в стиле X JAPAN, и, может быть, даже превзойдет X JAPAN?
Й: Наверное, можно написать музыку "в стиле X JAPAN". Но сочинение музыки – это не только теория, это процесс превращения того, что рождается из собственных эмоций, в ноты. И это происходит не только в музыке, но и в изобразительном искусстве. Поэтому можно отлично знать теорию, но хорошее произведение не получится.
Например, песня "Without you" была написана о Хидэ (участник группы, который умер в 1998 году – прим. автора). В то время группа была распущена, а через несколько месяцев Хидэ не стало. Когда я вернулся после похорон домой в ЛА, меня неожиданно накрыло такое горе, что я ничего не мог делать. Я даже не выходил из дома. Я понял, что так не могло больше продолжаться и написал песню о Хидэ, о группе X JAPAN, которой больше нет. Чтобы ИИ смог написать такую музыку, нужно было бы все, что мы пережили, перевести в цифровой вид и загрузить в базу данных. Конечно, у ИИ есть свои хорошие стороны... Но хочется думать, что в искусстве есть нечто, что невозможно объяснить теорией. Если ИИ сможет все, тогда наше существование утратит свою ценность.
И: То есть это нечто существует в творчестве человека?
Й: Да. Я не хочу сказать, что для ИИ это совершенно невозможно. Когда станет возможным представить в цифровом виде человеческие эмоции, тогда настанет время, когда и у ИИ будет сердце.
Искусство – это не только теория
И: А если создать искусственного Йошики?
Й: Он сразу бы сломался (смех). В мае прошлого года я перенес операцию на шее, мне вставили искусственный межпозвоночный диск, но и остальные тоже находятся в плохом состоянии. Врачи запретили мне барабанить, но я все равно хочу играть на ударных. При этом я думаю о многом, в том числе о смысле своего существования. А ИИ, я думаю, не стал бы. Он послушался бы врачей. Так что если создать искусственного Йошики, который был бы моей точной копией, он, наверное, сам бы себя разрушил (смех).
И: Если подумать о том, что ИИ мог бы исполнять музыку, Вы могли бы, например, возродить гитару Хидэ.
Й: Что касается выступлений на сцене, тут еще очень большая разница между человеком и ИИ. Во время выступления проявляются внутренние качества исполнителя. Поэтому вибрато его гитары, голос Хидэ рождаются из его жизни и характера, поэтому воссоздать их только на основе внешних данных невозможно. Если не понять всю его жизнь, Хидэ не стать.
И: И в заключение: Вы видите в ИИ соперника?
Й: Думаю, что лучше бы нам стать друзьями, нежели соперниками. Вообще точка зрения зависит от человека. В зависимости от того, как человек к этому относится, ИИ может быть и соперником, и другом. И я думаю, что ключевым является ответ на недавний вопрос: "Ради чего писать музыку?" Если ради того, чтобы она продавалась, то тогда от ИИ будет исходить угроза. Но если точка зрения другая, то о соперничестве и можно не думать.
С развитием цифровых технологий выбор музыки постепенно расширяется. В этих технологиях много преимуществ, которые невозможно не использовать. То же самое с ИИ, нужно считать его другом и сосуществовать вместе.
И: Возможно, в будущем все-таки удастся воссоздать идеального Хидэ, Вы хотели бы вместе выступить на сцене?
Й: Что же... Если подумать о Хидэ, то лучше всего живой человек.