Предлагаю вниманию читателей интервью с mikomijade.
До этого мы практически не пересекались, поэтому интервью практически стало первым шагом к более близкому знакомству. И я очень рада, что это знакомство состоялось!

Первый вопрос традиционный. Как вы познакомились с группой L'Arc~en~Ciel?
Когда я только начала изучать японский язык, мне очень понравился Гакт, и, в целом, все, что касалось этого исполнителя, не проходило мимо внимания - включая и дружбу с Хайдом. Тогда мне было интересно все, что связанно с японской рок-музыкой, потому я интересовалась буквально любой информацией и любой группой. Закачала себе несколько альбомов L'Arc~en~Ciel и слушала их, просто пустив на рандоме в плеере, тогда понравилось именно то, что, в какой-то степени, группа звучит вполне по-европейски.
читать дальше
А почему возникло желание учить японский язык?
Будешь смеяться, но желание учить японский возникло из-за "Звездных Войн". Если быть более точной, то я часто представляла себе миры ЗВ и то, на каком бы языке могли говорить в этом мире, если бы он на самом деле существовал. Первое, о чем я подумала: это должен быть язык, похожий на язык ангелов. В моем понимании и воображении более всего на язык ангелов похож именно японский. Потом я узнала, что, ко всему прочему, Джордж Лукас огромный фанат Японии, Акиры Курасавы и вообще хотел снимать ЗВ, составив актерскую команду только из японских актеров и снимать хотел на японском языке. Так что моя детская «дурость» оказалась далеко не беспочвенной.
В любом случае, не думая уже об этом, а просто думая, что это самый красивый из всех языков мира, я решила, что я очень хочу его знать. Пять лет я пыталась найти , где я могла бы учить этот языка, когда отчаялась, просто начала учить сама. Потом подтянулись люди, которые помогли мне найти хорошие курсы. До этого я (как преподаватель английского) подумала, что вообще очень хорошо язык учится, когда есть что-то, ради чего. Мне нужен был стимул. Для меня этот стимул – это музыка и кино. Если с кино было просто, то с музыкой у меня возникли проблемы: я вообще не знала, что и как в этом плане в Стране восходящего солнца. Я начала интересоваться у знакомых, которые увлекались аниме и Такеши Канеширо о том, что они слушают из японской музыки, и просила посоветовать что-то из рок-музыки. Мне советовали очень многое, но послушала я не все сразу. Сначала был Гакт, именно потому, что я доверилась вкусу одного человека.
О! Ты любишь Звездные войны! Я тоже очень увлеклась ими, особенно в 2005 году. И я не знала таких подробностей про Лукаса. Кстати, отвлекаясь от темы, а которая часть эпопеи тебе больше всего нравится?Интересно, что и Хайд любит Звездные войны, и даже ходил на премьеру в 2005 году.
Про Хайда не знала такого)))).
Вообще, я люблю все части и, можно сказать, в почти одинаковой степени. Думаю, что наиболее интересные - это "Империя наносит ответный удар" и "Возвращение Джедая"; в последней мне, правда, не нравятся эвоки, а им посвящена большая часть фильма зачем-то. Но если говорить об истории про близнецов, то она - это самое красивое в этих двух частях.
А как вообще возник интерес к Японии?
Тут немного сложнее. Меня, по какой-то причине, практически все мои знакомые сравнивали с японцами. Мне стало интересно, что же в них такое есть, что есть и во мне. Я так до сих пор и не нашла ответов, но мне еще надо многому учиться о японцах, так что все еще впереди, я думаю.
И еще скажи, пожалуйста, когда это все происходило? Интерес к Японии, начало изучения языка, знакомство с японской рок-музыкой?
И какую музыку ты слушала до японской?
Начало изучения японского языка - это 2006(7) год. Именно то самое место и время, когда я начала его учить сама. Учила по всему, что попадало в руки через интернет, пыталась самостоятельно учить хирагану и катакану, но что-то они сильно не запоминались. Видимо, не было стимула должного.
Осенью 2007 года поступила на курсы при КПИ в Киеве. Для того, чтобы поступить, и пришлось учить эти самые азбуки. Тогда конкурс был довольно большой - 5 человек на место - сейчас даже открыли группы мару-гото - это когда тебе не надо знать ни той, ни другой азбуки при поступлении.
Как раз в 2006 году я в поисках различной информации по Японии и обзаводилась друзьями и по аниме, и по фильмам и потом решила, мол, "зачем зря тратить такой ресурс" и воспользовалась помощью людей. Только когда мне градом высыпали названия групп, без особого "вот это послушай, потому что стоит", казалось, что просто пишут, что первое нашли. Хотя сейчас уже могу сказать, что советовали действительно классные группы - там были и L'Arc~en~Ciel, и Malice Mizer, и BUCK-TICK, и Lareine, и Luna Sea, и X-Japan, но в таком потоке сразу как-то не будешь уверен, что советуют хорошее, особенно учитывая мой опыт общения в людьми, которые придерживаются любви к различным стилям музыки и советуют из этого стиля то, что им нравится, но от чего откровенно воротит иногда. В общем, в то время я действительно наивно полагала, что японский рок - это нечто типа одного и довольно однородного стиля в музыке, потому и с опаской отнеслась ко всему.
Потом было общение с Амилом. С ним у нас вкусы довольно похожи, потому я доверилась ему, когда он сказал, что его любимый исполнитель - это Гакт. Мне брат даже скачал пару его песен. Вот с этого и началась любовь к рок-музыке Японии, и к Гакту в частности. После того, как я начала его слушать, я буквально, как губка, начала впитывать все, что было для меня новым в японской музыке. В какой-то момент я начала слушать и L'Arc~en~Ciel, Malice Mizer, BUCK-TICK, X-Japan и еще несколько групп, особенно Версальез, поняла, что не все так просто в Японии с музыкой, и поняла, что многие, даже увлекаясь этим, зная отлично репертуары групп, историю и прочее, совершенно не видят разницы в стилях музыки, собирая всех японских музыкантов в один общий стиль вижуал-кей, который я бы отнесла, скорее, к внешнему стилю, а не к музыкальному, так как среди тех же вижуалов есть и треш исполнители, и роко-попсы, и даже симфоники, но это, кажись, мало кого интересует.
До Джей рока.....звучит странно)))) но, в общем, я могу сказать, что я огромный фан группы Бон Джови и являюсь им с 1994 года, когда впервые их услышала. Хотя это мне совсем не мешает слушать очень разную музыку.
До самого знакомства с Джей-роком я слушала Грин Дей и Evanescense.
Слушаю все и очень разное и теперь.
Люблю Готик рок, Симфоник-метал, Глем, Кантри, Хеви-метал, Хард-рок, Фолк (при этом не выделяю исключительно ирландский, так как нравится разное и у разных народов), люблю госпелы, блюз, хорошую и качественную попсу, недавно начал нравится стиль энка (глупо, но это действительно нечто уникальное - вроде как и обычная себе эстрада, но манера исполнения песен - завораживает).
Интерес же к Японии у меня был еще с момента выпуска из университета - то есть с 2002 года. Просто он был не на столько сильным, и скорее был похож на точечное умопомешательство. Есть еду палочками, рисовать азиатские лица, аниме, красивый язык, классные автомобили (особенно концерн ДСМ ( Chrysler Corporation и Mitsubishi Motors Corporation) - совместное предприятие США и Японии, где на одной платформе делались несколько авто, из них - Митсубиси Эклипс, он же Plymouth Laser и Eagle Talon - у нас по городу часто можно встретить и того, и другого, и третьего единорога.) В основном, так было у меня с Японией до того, как я начала серьезно учить японский язык.
Как ты интересно рассказываешь! А вот примечательный факт - первое место, где я учила японский язык - это Киевские государственный курсы иностранных языков "Интерлингва". Училась заочно два года японской мови!!
А я к ним как раз лет пять и ходила "целовать закрытые двери", потому что то они на переучете, то на каникулах, то, пока что, никого нет. Потом плюнула и начала учить сама =)
Итак, мир джей-рока, ты открыла для себя примерно в 2006 году. И началось увлечение, которое продолжается до сих пор, правильно?
Да, так и есть.
Скажи, пожалуйста, что для тебя джей-рок сейчас? Это большой многообразный мир или для тебя главное - конкретные любимые музыканты? И какие группы для тебя оказались наиболее интересными?
В целом, это и то, и другое. Это действительно очень многообразный мир, в котором есть музыка на абсолютно любой вкус и любое требование. Я постоянно нахожу что-то для себя новое и могу сказать, что японская музыка, в целом, это целый новый мир со своими особенностями, которые не повторяются нигде более, а если и повторяются, то очень легко ощутить, так сказать, откуда растут корни.
Конечно же, не без того, чтобы в этом мире не выделить несколько любимчиков. Да и как не сделать подобное, если я очень постоянна в вопросах того, что люблю. Глядя уже на то, что я с 1994 года люблю Bon Jovi, а с 1991 года Звездные Войны, становится ясно, что и в японской культуре найденное любимое - стало им на все время.
На сегодняшний день могу сказать, что очень нравятся группы, которые можно уже называть "старичками" на японской сцене. Те же Ларки, те же BUCK-TICK и X-Japan. С завидной частотой слежу за тем, что делает в своей творческой жизни Таканори Нишикава. В целом, я бы еще сказала, что мне все-таки проект Вампс нравится больше, чем L'Arc~en~Ciel, есть у них что-то, что цепляет за душу и заставляет отстукивать ритм песен ногами, да и голос Хайда звучит именно в этом проекте (это мое личное мнение) очень ярко, именно голос и цепляет. То есть я действительно всегда отдаю предпочтение группам? в которых голоса заставляют сердце стучать сильнее, для меня именно этот фактор часто представляет куда большую ценность? чем все остальное в группе, и это несмотря на то, что я сейчас осваиваю специальность звукорежиссуры и должна ко всему так относиться.

Расскажи, пожалуйста, подробнее, чем привлекает тебя музыка L'Arc~en~Ciel, раз ты продолжаешь ее слушать? Что для тебя важно - сама музыка, вокал, слова? Любишь ли смотреть видеозаписи выступлений или достаточно просто слушать?
Для меня важно все, но, как я уже раньше написала, очень важно все-таки слышать голос. Голос вокалиста стоит в этом чарте на первом месте. Следующее за ним - это сочетание голоса и музыки, далее идут слова, а потом уже внешнее проявление. Я признаюсь, что довольно редко смотрю видео с Ларками, совсем не потому, что все, что перечислено, первостепенно, просто потому, что мне куда интереснее все слышать своим воображением. Я и начала их часто слушать именно тогда, когда просто закачала себе пару альбомов на диск. До этого я в запой вместе с клипами этого не делала. Потому-таки вышеперечисленное для меня самое важное. То есть достаточно просто слушать, хотя на Хайда смотреть, как по мне, можно бесконечно.

Рисунок mikomijade
Можешь назвать любимого участника группы?
Конечно же, Хайд. Хотя нравится еще и Тетсуя, почему-то (просто внешне).
Тогда давай поговорим подробнее про Хайда. Чем именно он привлек твое внимание, менялось ли отношение к нему за эти годы?
Привлек он абсолютным флегматичным видом. Когда понимаешь, что этот довольно низенький, маленький и тихий человек внешне создает такое впечатление совершенно нерушимой скалы, волей-неволей становится интересно, что же это за человек. Иногда я его мотиваций не понимаю....или не понимаю мотивированных объяснений от фанов. То есть выходит, что порой мы строим свое впечатление о человеке на основе бульварных домыслов.
Для меня это просто действительно довольно сильный и целеустремленный человек, знающий свои цели, идущий к ним, обладающий огромной энергией, которой заряжает окружающих, симпатичный...а дальше, я не знаю, какой он.
Вот как-то так.
Насколько тебе вообще интересна личность музыкантов? Тебе интересны интервью?
В целом, если мне интересна музыка музыканта, то я что-то да прочитаю обязательно о нем, включая и некоторые моменты из его биографии.. Я очень люблю читать интервью, но только почему-то люблю вопросы и ответы. Я не люблю тот стиль интервью, где автор ведет изложение о разговоре и где-то, время от времени вставляет реплики интервьюированного, мне кажется, что в этой ситуации, очень многое перевирается.
Как ты считаешь, можно ли на основе их составить какое истинное представление о человеке?
В некоторой степени, да. Естественно, что мы все, что-то, но держим в себе, и это естественно. Но открытый для общения человек в интервью расскажет много о себе правды, потому я считаю, что да. Главное - придумать хорошие вопросы, которые не будут ни для читателей скучными, ни для самого респондента. С недавнего времени наблюдаю за событиями в творчестве Бонджовей и могу сказать, что все интервью о новом альбоме - просто одинаковые. Мне кажется, что Джон уже просто отвечает на все автоматом и не думая. Хотя много нового о Джоне из них я не узнала =) Так что - кто знает.
А ты читала книгу Хайда? Какое она оставила впечатление?
Я уже начала читать и, в общем, могу сказать, что Хайд раскрылся немного с той стороны, которую я видела в нем только по внешней оценке. У тебя очень хороший перевод, как я могу судить. Я сама перевожу редко и только ради того, чтобы учить японский, потому что, хотя я и хорошо разбираюсь в теории перевода, очень часто мне переводить тяжело, даже еще и потому, что я мало слежу за тем, как я пишу (и это не мешает мне выступать в роли беты).
Знаешь, прочитав про отношение Хайда к аранжировкам, я поняла, что у меня все еще впереди и что не надо бояться делать что-то, даже если ты не совсем разбираешься. Хайд ведь может. А я боюсь экспериментировать со звуками.
Вот - небольшая зарисовка, которую я нигде абсолютно не использовала, но она мне, по каким-то причинам понравилась, и я не удалила, как обычно, а сохранила для себя. Это сделано на ПроТулзе - это проф-софт для звукорежиссуры.
Listen or download Shamisen tan-dan for free on Prostopleer
Я рада, что перевод книги нравится. Хотя я понимаю, что не все идеально, и можно было бы еще поработать и что-то улучшить.
Вообще, отношение к интервью у людей неоднозначно. некоторые считают, что в интервью много неправды.Но мне кажется, даже если человек и не говорит всего, но характер его раскрывается, если вопросы достаточно интересны. Хотя да, бывают и скучные интервью, которые словно по обязанности. Например, когда одно и тоже приходится говорить про новый альбом.
Иногда люди действительно выдумывают о себе, но ведь интервью тем и прелестно, что видно по поведению человека, манере говорить, что он из себя представляет и какой он. Это часто куда красноречивее, чем самая большая правда о нем.
Но вернемся к теме японского языка. Помогло ли увлечение музыкой изучению языка?
Да, очень помогло, так как это не только возможность слышать речь, но и прекрасная возможность тренироваться в изучении новых слов.
Я, как преподаватель по английскому и как человек, который сам так английский учил, могу точно сказать, что это может быть хорошей методикой для изучения языков. Я, в целом, за свой девятилетний стаж работы преподавателем английского языка практически все время использовала эту методику с ребятами.
Это и отличный способ изучить слова, и слушать, и даже грамматика.
Кроме того, у многих студентов раскрывается творческий потенциал и выходят настоящие шедевры, когда мы пробуем переводить, особенно, если задание идет по трем требованиям к переводу поэзии, когда они могут попробовать и белый текст, и рифмованный, и ритмовать, а иногда даже стараются объединить ритм и рифму, стремясь сохранить букву самого текста песни. Иногда я завидую своим студентам, так как они свободны в душе. Я же немного побаиваюсь это делать, а потому делаю, только когда есть вдохновение.
Тем не менее, и на опыте наблюдений, и на собственном опыте, могу точно сказать, что музыка - это один из лучших способов изучить язык.
Просто надо слушать, надо пробовать набирать на слух, надо пробовать переводить, надо учить лирику - просто надо слышать мир. Извини за пафос =)
Но вот что мне интересно: помогает ли язык лучше понимать музыку?
Да, я точно могу сказать, что изучение языка в общем помогает понять незнакомую тебе культуру. Приблизиться разумом и душей к тому, что было за железобетонным занавесом для тебя. С самого начала, когда я только начала слушать японскую музыку, мне действительно было очень сложно принять в себя то, что мне казалось аритмией в прямом смысле слова. Это только сейчас я начала немного понимать, что это все - особенности целой огромной культуры и что ритм там есть - просто он отличается от того классического "квадратного" ритма Европейской музыки, к которому мы привыкаем с детства, в нем есть нечто загадочное и притягательное. Мне кажется, что если кто-то сможет поймать этот ритм, то, как и я, более не сможет пройти мимо целого куска мира - потому что именно эта часть души всего человечества для европейцев и есть непонятной и отталкивающей - просто наша собственная неспособность услышать чужой стук сердца.
Снова я за пафос....я просто когда про музыку начинаю говорить меня заносит....если надо - я попробую расшифровать.
Нет, это не пафос. Или вернее, пафос в хорошем смысле этого слова.
да, именно желание понять слова любимой песни, узнать поближе любимых музыкантов является мощным стимулом для изучения языка. Меня это очень вдохновило. Конечно, я с детства любила иностранные языки, пыталась учить сама, но учить язык ради того, чтобы просто учить - это не то. Энтузиазм быстро сходит на нет. А вот когда есть цель, есть смысл, есть радость - это совсем другое дело.
Ты очень здорово сказала про непривычный мир. Но расскажи подробнее, как ты связана с музыкой в профессиональном плане?
Пока совсем никак. Я даже не могу назвать свой опыт пения в двух группах профессиональным. Учусь быть звукорежиссером и учусь петь, чтобы природные способности возвести в нужный ранг и довести до толку.
А когда начала занятие звукорежиссурой?
Начала занятия по звукорежиссуре я в 2011 году, освоила несколько софтов и очень хотела бы работать в студии. Единственное, что, к своему собственному удивлению, в звукорежиссуре меня очень сильно притягивает скорее не музыка а эффекты и переозвучивание актеров для анимационных и художественных фильмов. Я, в буквальном смысле этого слова, влюблена в работу наз звуками к фильмам. Правда, иногда замечаю, что окружающий мир мне начинает казаться чьей-то очень хорошей работой по озвучке и фоли-эффектам.
А вообще играешь ли на музыкальных инструментах? Или поешь?
Не играю ни на одном. Раньше пыталась учиться играть на гитаре, но от прошлой сноровки осталось только умение настраивать гитары. Кроме всего этого, я еще и левша, и постоянно перетягивала струны на левую сторону, хотя есть и гитары для левшей.
Да, я пою. Сейчас очень редко, просто выступаю на фестивалях, в основном аниме-фестах, хотя я и не анимешник. Просто потому что это - возможность петь. Очень хочу найти возможности петь, как самостоятельный исполнитель, и свои песни.
Петь - это так здорово! И звукорежиссура - это очень интересное дело. Вообще, столько всяких тем, которые хотелось бы обсудить, но боюсь, что тогда интервью разрастется в толстый том!
Поэтому вернемся к Ларкам. Что ты можешь сказать о них с точки зрения звукорежиссера? Наверное, восприятие музыки изменяется, по сравнению с теми людьми, кто не имеет таких знаний?
На самом деле, если и меняется, то совсем немного, так как, работая со звуком, в целом, тоже стараешься слушать музыку как готовый продукт, хотя да, иногда перемыкает и в голове, прямо во время прослушивания происходит анализ той или иной композиции на детали. Начинаешь слушать, где и куда звукорежиссер развел музыкантов, какой объем помещения, как и с каким инструментом по отдельности работал звукорежиссер (включая и сам голос вокалиста - это, в целом ведь тоже инструмент). Интересно, что иногда даже слышно какие эффекты были применены к тем или иным партиям и начинаешь даже понимать, какими плагинами или устройствами пользовался звукорежиссер, чтобы получить тот или иной эффект. Хотя, в моем понимании, куда интересней именно та композиция, в которой это сразу на слух различить нельзя, тогда в композиции есть некая загадка.
Скажем, из недавно прослушанных песен группы (Good Luck My Way) довольно интересно проработаны моменты со смычной партией в самом начале, кажется, что звукорежиссер либо действительно записывал реальный небольшой оркестр, либо очень умело развел партии виртуальных инструментов, хотя, судя по звучанию, это больше похоже на реальные инструменты, так как добиться такого, при желании, на софте можно, но это не один месяц работы. Очень классная ритмическая картинка выходит именно сочетания группы и оркестровой части. Единственное, что немного в этой композиции смутило - это то, что оркестровая часть и часть, где уже L'Arc~en~Ciel вступают в игру, отличается по своему динамическому диапазону, может быть, я ошибаюсь, так как я не проверяла это фактически на софтах, но на слух это выглядит именно так. Хотя, быть может, здесь просто вступают в силу законы природы и человеческого слуха, так как в этот момент сразу вступают в партию бас и ударные, у которых частоты довольно сильно отличаются от смычных инструментов. Но, если судить о концовке композиции, то можно в целом предположить, что я-таки правильно все услышала, так как смычные завершают композицию, и их динамика уже приглушена компрессором. Ощущения того, что музыканты распределены по панораме есть только в проигрыше. Что мне очень нравится - это качество звука, которое в целом куда приятней, чем у большинства японских команд, но, я думаю, что это можно понять и без понимания принципов звукорежиссуры =)
Это правда одна композиция, то есть можно говорить о всех и очень много, некоторые старые нравятся совсем не из-за звука)))))) кроме того, мне все же кажется, что более старые композиции - более честны к слушателю.
О! Целый анализ.. Насколько я помню, там действительно был живой оркестр в записи. Как ты слышишь музыку? В целом или детально? Я воспринимаю песню как единый цельный поток. Поэтому мне нужно сосредоточиться и приложить усилия, чтобы услышать отдельные инструменты. Таков уж тип восприятия. А у тебя как? Ты сразу слышишь отдельные инструменты?
На самом деле, я раньше не анализировала так серьезно свой способ восприятия музыки, но, наверное, можно сказать, что так. Я, в целом, слышу композицию, но при этом часто слух опирается на определенные инструменты и голос. Я очень люблю симфоническую музыку по этой причине, так как звуки в этом случае очень чистые, наверное, поэтому мне и нравятся композиции из роковой музыки, где есть сочетание симфонической музыки и пяти классических инструментов рока - гитара, бас, ритм, клавиши и барабаны. Наверное, по этой причине я и слышу часто, как меняется характер звучания группы, когда в ней меняются музыканты, так как характер исполнения в знакомых партиях тоже меняется. Но, так как это не всегда к лучшему, то очень люблю группы у которых стабильный состав....не знаю, как сюда попал Гакт-джоб
Вот ты сейчас сказала « честнее к слушателю». А что это значит? Может быть, просто технические возможности раньше были на другом уровне?
В принципе, именно это я и имела в виду. Дело в том, что сегодня технологии в звуке помогают очень качественно обманывать слух. Если раньше, скажем, голос исполнителя или диктора это было нечто уникальное, то сейчас голосу можно придать самых разных характеристик, вплоть до неузнаваемости и даже этого шедеврального хрипа в трейлерах. При помощи некоторых встроенных и внешних ресурсов в звуковых программах можно менять тональности голоса, убирать фальшивые ноты, и, наоборот, добавить фальши, изменить характер тембра голоса человека, или же придать именно нужный характер. То же самое, по сути, чаще всего производится и с инструментами. Можно просто наиграть на клавишах партию гитары, записать ее в формате миди, наложить на нее инструмент гитары, добавить на гитарный звук дисторшна, эхо, рум, эффекта комбоусилителя, немного очеловечить игру неточностями в ритме на сотые доли или даже на целые доли, если звук позволяет это сделать, и это будет звучать вкусно - и вот - готово - у тебя живая гитара - а если знаешь, как именно исполняет тот или иной музыкант, скажем, как играет Кен, то можно еще и поработать над характером исполнения Кена, и тогда это будет гитарная партия Кена, только он за нее никогда не садился.
Но если технологии позволяют делать все, что угодно, не возникает ли у искушенного слушателя ощущение фальши? Ощущение того, что все это ненастоящее? Это напоминает мне фотографии, обработанные в фотошопе. Вроде очень красиво, но не настоящее... хотя почему-то я верю, что технические средства, даже самые совершенные - это все лишь инструменты, и ничто не заменит человеческую душу...
Не думаю. Как минимум, надеюсь, что не возникает. Хотя, все же, мне кажется, все зависит от подачи и стиля композиции. Здесь главное не только музыкантам обладать вкусом, но и режиссеру. Часто музыканты работают с определенной студией и даже с каким-то одним конкретным режиссером именно потому, что вышеупомянутые хорошо понимают требования группы к саунду. Да и концертные выступления часто идут по настройкам именно в том же русле. Гитары настраиваются так, чтобы звук был характерным для этой группы и для этого исполнителя. Не секрет, что все музыканты используют исключительно один инструмент, одной компании и именно это, плюс манера исполнения характеризуют их. Скажем, Ричи Самбору очень легко узнать по манере исполнения, какую бы гитару он не выбрал, да и в записях студийных - это все равно Ричи Самбора. В целом, могу сказать, что и Джу Кена можно узнать по его манере, игры. Как минимум, когда я столкнулась с творчеством Вампс впервые, я не видела членов команды, но по какой-то причине подумалось, что бас-гитарист играет как Джу Кен.
Также и с Дайске Асакурой. Какой бы это ни был проект этого человека, всегда ощущается нечто именно от него самого.
Я не думаю, что все так уже плохо. Все же, мне кажется, что это зависит от группы и звукорежиссера и от того, какую эти двое цель преследуют. Тем более, что, исходя из того, чему меня учили, звук должен звучать как настоящий, или лучше. Просто стремление вытягивать басы или (зависит от стиля) подчеркивать другие особенности звука... но, мне кажется, что люди, даже самые искушенные именно этого сегодня и требуют, иначе не было бы ДжейЗи, Рианны, Нели Фуртадо, Адель, не было бы дабстепа с его абсолютно нереальными вывертами звука....
Зная о всех тонкостях, что ты находишь для себя в современной музыке?
В каждой музыкальной эпохе, по сути, есть что-то притягивающее. То, что сейчас кажется таким, какое оно есть в современном звуке, может потом нашим детям казаться звуками, записанными одним дублем на винилку. Время и технологии не стоят на месте, именно это и интересно. А японская музыка создается с учетом того, чтобы попробовать все, что только есть нового, потому она и особенно интересна, когда артисты хотят экспериментировать. Хотя, здесь, повторюсь, главное не перегибать палку.
Все-таки в отношениях группы и звукорежиссера важен баланс, как и везде. Баланс, который достигается путем проб и ошибок. Наверное, этот путь и есть самое интересное.
Да. Это очень невидимый, но еще один участник группы (в этой ситуации, в зависимости от группы, я бы даже сказала не только звукорежиссер, а и звукозаписывающая компания целиком))))) Вот я потому и захотела стать звукорежиссером, чтобы быть способной объяснять свои потребности звукозаписывающим студиям на их языке, а потом вышло, что хочу заниматься кино)))).
Итак, давай снова вернемся к разговору о Хайде. Почему все-таки он твой любимый участник группы? Что привлекает в нем особенно? Что ты можешь сказать о его голосе, в том числе и с профессиональной точки зрения? Тот, кто поет сам, воспринимает пение на другом уровне. Как, по-твоему, менялся вокал Хайда? И, конечно, что тебе ближе - Ларки или Вампс? Который Хайд нравится больше?
Иногда мне кажется, что мы с ним очень похожи, а прочитав несколько глав его книги, я могу сказать, что во многом мы таки похожи с ним именно по характеру. Мне импонирует то, что он такой разный на сцене и в интервью, нравится, что он мало проявляет свои эмоции вне сцены, но еще больше нравится, что у человека, как говорится "отсутствуют тормоза", когда он поет - это важно для вокалиста - умение раскрепоститься до такого предела, чтобы и тело и голос были свободны - это возможность спеть так, чтобы крышу срывало у всех, даже самых непосвященных. Когда человек не боится собственных возможностей в творчестве, именно тогда раскрывается настоящая сила. Я хочу добиться подобного, потому всегда смотрю на Хайда, как на того самого человека, который делает это в полной мере.
Что я могу сказать о голосе Хайда? У него очень сильная подача. Я не профессионал, но с этой точки зрения могу сказать, что это человек не боится допускать ошибки, когда поет - это меня притягивает. Мне кажется, что он смотрит свои выступления и понимает, что можно было бы сделать лучше, но не делает трагедий из того, что уже произошло, и это позволяет ему идти вперед и искать новые возможности. Я не знаю, занимается ли он с преподавателем.
Если говорить об изменениях в вокале, то я могу сказать, что, слушая старые записи, кажется, что он стремился быть, так сказать, в мейнстриме японской музыки девяностых, сейчас же он просто поет, никому не подражая.
Я думаю, мне ближе все-таки Вампс, хотя такого большого разнообразия в музыке, как в L'Arc~en~Ciel, у них не наблюдается.
Последний пункт мне вообще очень кажется сложным, потому что Хайд мне любой нравится.

Рисунок mikomijade
Мне кажется, ты совершенно права, Хайд умеет раскрепоститься на сцене, транслируя эмоции на весь зал. Это очень чувствуется. И наверное, именно это и привлекает к нему наши сердца.
В заключение хочется спросить о фандоме. Что для тебя фандом? Насколько важно общение с другими поклонниками группы? Что бы хотелось найти там?
Фандом - в любом из пониманий, это и хорошо и немного плохо. Хорошо, потому что люди собираются по интересу и делятся информацией, говорят о новых событиях. Плохо, потому что в этой ситуации всегда есть неизбежность в существовании людей, которые свои личные интерпретации событий принимают за истину в последней инстанции, перегибают палку, переходят границы во всех отношениях. Я некогда была членом фандома одного китае-японского актера и была наблюдателем истерии среди поклонниц, когда прошел слух, что он женился. Многие хотели его убить (по-настоящему убить), чтобы он не достался той девушке, раз он не достался им. Они аргументировали это тем, что он не имел права жениться - потому что он принадлежит только им и никому больше. В некотором смысле я наблюдаю (в меньшей степени) но похожее и в других фандомах, с которыми общаюсь. К счастью, я еще не сталкивалась с подобными с фандоме L'Arc~en~Ciel, но зато имела счастье наблюдать эти глупости у Бонджовей и Гактофанов. Если с Гактом еще понятно, то с Джоном - трудно, так как он уже чуть больше 20 лет, как женат и уже четверо детишек есть. Я не знаю, что, кроме информации и вдохновения, я ищу в фандомах. Я просто общаюсь с людьми, которые мне интересны и читаю новости, иногда вдохновляюсь чьим-то творчеством. Наверное это именно то, что я ищу.
Да, к сожалению, бывают в фандомах негативные явления. Но ведь главное - это возможность встретить интересных людей, возможность общения. Для меня это тоже очень важно.
Но вернемся к интервью. В заключение хочется услышать несколько слов: Что хотелось бы сказать группе, если бы была такая возможность?
Можно с вами поработать в качестве звукорежиссера и еще, может спеть что-то вместе с Хайдом?)))))
О! Немного неожиданно! А ты пела какие-нибудь песни из репертуара Хайда? Есть такие, которые бы хотелось исполнить со сцены? Сделать полноценный кавер? И какие песни хотела бы спеть вместе с ним?
Нет, я не пела еще из их репертуара ничего, но если спеть полноценный кавер, то думаю, что я хотела бы спеть Cape of Storms
А вот вместе с Хайдом спеть Season Calls)))))
Очень интересный выбор! А из ларковских песен что-то привлекает? И вообще, ты различаешь для себя то, что нравится слушать, и то, что хотелось бы спеть?
Думаю, что это могли бы быть "Finale" (очень нравится, хотя мне она чем-то очень сильно напоминает и Cape of Storm и немного Бактиков)))))), "Оphelia", "Ready Steady Go".
Вообще да, подбор песни под исполнение не обязательно значит, что я без ума от нее. Скажем
э у Бонджови есть песня, которую я просто не могу петь, хотя она моя самая любимая из его репертуара. В целом, можно, конечно же, изменить тональность композиции, но это уже не то. Есть у меня так называемые "песни-единороги". Да и вообще, часто получается, что я пою просто потому, что это очень хорошо мне подходит.
Как интересно! Никогда не слышала о таком значении слова единорог. А из тех песен, что поет Хайд, есть такие?
Если говорить о Хайде, то думаю, что это будет что-то быстрое, потому что для меня это действительно всегда трудные песни. Я медленный человек)))))
Думаю, что это будет "Ready Steady Go".
В общем, я чувствую, что у меня еще очень тем для разговора, но наше интервью скоро превратиться в книгу.
Поэтому я все же закруглюсь.
Огромное спасибо за очень интересные, подробнейшие ответы. Я очень-очень рада, что мы с тобой поговорили о стольких интересных вещах! Я надеюсь, что это не последний наш разговор. Буду очень рада продолжить общение в любом формате !
Спасибо и тебе огромное за интересные вопросы, мне очень приятно общаться с тобой.
До этого мы практически не пересекались, поэтому интервью практически стало первым шагом к более близкому знакомству. И я очень рада, что это знакомство состоялось!

Первый вопрос традиционный. Как вы познакомились с группой L'Arc~en~Ciel?
Когда я только начала изучать японский язык, мне очень понравился Гакт, и, в целом, все, что касалось этого исполнителя, не проходило мимо внимания - включая и дружбу с Хайдом. Тогда мне было интересно все, что связанно с японской рок-музыкой, потому я интересовалась буквально любой информацией и любой группой. Закачала себе несколько альбомов L'Arc~en~Ciel и слушала их, просто пустив на рандоме в плеере, тогда понравилось именно то, что, в какой-то степени, группа звучит вполне по-европейски.
читать дальше
А почему возникло желание учить японский язык?
Будешь смеяться, но желание учить японский возникло из-за "Звездных Войн". Если быть более точной, то я часто представляла себе миры ЗВ и то, на каком бы языке могли говорить в этом мире, если бы он на самом деле существовал. Первое, о чем я подумала: это должен быть язык, похожий на язык ангелов. В моем понимании и воображении более всего на язык ангелов похож именно японский. Потом я узнала, что, ко всему прочему, Джордж Лукас огромный фанат Японии, Акиры Курасавы и вообще хотел снимать ЗВ, составив актерскую команду только из японских актеров и снимать хотел на японском языке. Так что моя детская «дурость» оказалась далеко не беспочвенной.
В любом случае, не думая уже об этом, а просто думая, что это самый красивый из всех языков мира, я решила, что я очень хочу его знать. Пять лет я пыталась найти , где я могла бы учить этот языка, когда отчаялась, просто начала учить сама. Потом подтянулись люди, которые помогли мне найти хорошие курсы. До этого я (как преподаватель английского) подумала, что вообще очень хорошо язык учится, когда есть что-то, ради чего. Мне нужен был стимул. Для меня этот стимул – это музыка и кино. Если с кино было просто, то с музыкой у меня возникли проблемы: я вообще не знала, что и как в этом плане в Стране восходящего солнца. Я начала интересоваться у знакомых, которые увлекались аниме и Такеши Канеширо о том, что они слушают из японской музыки, и просила посоветовать что-то из рок-музыки. Мне советовали очень многое, но послушала я не все сразу. Сначала был Гакт, именно потому, что я доверилась вкусу одного человека.
О! Ты любишь Звездные войны! Я тоже очень увлеклась ими, особенно в 2005 году. И я не знала таких подробностей про Лукаса. Кстати, отвлекаясь от темы, а которая часть эпопеи тебе больше всего нравится?Интересно, что и Хайд любит Звездные войны, и даже ходил на премьеру в 2005 году.
Про Хайда не знала такого)))).
Вообще, я люблю все части и, можно сказать, в почти одинаковой степени. Думаю, что наиболее интересные - это "Империя наносит ответный удар" и "Возвращение Джедая"; в последней мне, правда, не нравятся эвоки, а им посвящена большая часть фильма зачем-то. Но если говорить об истории про близнецов, то она - это самое красивое в этих двух частях.
А как вообще возник интерес к Японии?
Тут немного сложнее. Меня, по какой-то причине, практически все мои знакомые сравнивали с японцами. Мне стало интересно, что же в них такое есть, что есть и во мне. Я так до сих пор и не нашла ответов, но мне еще надо многому учиться о японцах, так что все еще впереди, я думаю.
И еще скажи, пожалуйста, когда это все происходило? Интерес к Японии, начало изучения языка, знакомство с японской рок-музыкой?
И какую музыку ты слушала до японской?
Начало изучения японского языка - это 2006(7) год. Именно то самое место и время, когда я начала его учить сама. Учила по всему, что попадало в руки через интернет, пыталась самостоятельно учить хирагану и катакану, но что-то они сильно не запоминались. Видимо, не было стимула должного.
Осенью 2007 года поступила на курсы при КПИ в Киеве. Для того, чтобы поступить, и пришлось учить эти самые азбуки. Тогда конкурс был довольно большой - 5 человек на место - сейчас даже открыли группы мару-гото - это когда тебе не надо знать ни той, ни другой азбуки при поступлении.
Как раз в 2006 году я в поисках различной информации по Японии и обзаводилась друзьями и по аниме, и по фильмам и потом решила, мол, "зачем зря тратить такой ресурс" и воспользовалась помощью людей. Только когда мне градом высыпали названия групп, без особого "вот это послушай, потому что стоит", казалось, что просто пишут, что первое нашли. Хотя сейчас уже могу сказать, что советовали действительно классные группы - там были и L'Arc~en~Ciel, и Malice Mizer, и BUCK-TICK, и Lareine, и Luna Sea, и X-Japan, но в таком потоке сразу как-то не будешь уверен, что советуют хорошее, особенно учитывая мой опыт общения в людьми, которые придерживаются любви к различным стилям музыки и советуют из этого стиля то, что им нравится, но от чего откровенно воротит иногда. В общем, в то время я действительно наивно полагала, что японский рок - это нечто типа одного и довольно однородного стиля в музыке, потому и с опаской отнеслась ко всему.
Потом было общение с Амилом. С ним у нас вкусы довольно похожи, потому я доверилась ему, когда он сказал, что его любимый исполнитель - это Гакт. Мне брат даже скачал пару его песен. Вот с этого и началась любовь к рок-музыке Японии, и к Гакту в частности. После того, как я начала его слушать, я буквально, как губка, начала впитывать все, что было для меня новым в японской музыке. В какой-то момент я начала слушать и L'Arc~en~Ciel, Malice Mizer, BUCK-TICK, X-Japan и еще несколько групп, особенно Версальез, поняла, что не все так просто в Японии с музыкой, и поняла, что многие, даже увлекаясь этим, зная отлично репертуары групп, историю и прочее, совершенно не видят разницы в стилях музыки, собирая всех японских музыкантов в один общий стиль вижуал-кей, который я бы отнесла, скорее, к внешнему стилю, а не к музыкальному, так как среди тех же вижуалов есть и треш исполнители, и роко-попсы, и даже симфоники, но это, кажись, мало кого интересует.
До Джей рока.....звучит странно)))) но, в общем, я могу сказать, что я огромный фан группы Бон Джови и являюсь им с 1994 года, когда впервые их услышала. Хотя это мне совсем не мешает слушать очень разную музыку.
До самого знакомства с Джей-роком я слушала Грин Дей и Evanescense.
Слушаю все и очень разное и теперь.
Люблю Готик рок, Симфоник-метал, Глем, Кантри, Хеви-метал, Хард-рок, Фолк (при этом не выделяю исключительно ирландский, так как нравится разное и у разных народов), люблю госпелы, блюз, хорошую и качественную попсу, недавно начал нравится стиль энка (глупо, но это действительно нечто уникальное - вроде как и обычная себе эстрада, но манера исполнения песен - завораживает).
Интерес же к Японии у меня был еще с момента выпуска из университета - то есть с 2002 года. Просто он был не на столько сильным, и скорее был похож на точечное умопомешательство. Есть еду палочками, рисовать азиатские лица, аниме, красивый язык, классные автомобили (особенно концерн ДСМ ( Chrysler Corporation и Mitsubishi Motors Corporation) - совместное предприятие США и Японии, где на одной платформе делались несколько авто, из них - Митсубиси Эклипс, он же Plymouth Laser и Eagle Talon - у нас по городу часто можно встретить и того, и другого, и третьего единорога.) В основном, так было у меня с Японией до того, как я начала серьезно учить японский язык.
Как ты интересно рассказываешь! А вот примечательный факт - первое место, где я учила японский язык - это Киевские государственный курсы иностранных языков "Интерлингва". Училась заочно два года японской мови!!
А я к ним как раз лет пять и ходила "целовать закрытые двери", потому что то они на переучете, то на каникулах, то, пока что, никого нет. Потом плюнула и начала учить сама =)
Итак, мир джей-рока, ты открыла для себя примерно в 2006 году. И началось увлечение, которое продолжается до сих пор, правильно?
Да, так и есть.
Скажи, пожалуйста, что для тебя джей-рок сейчас? Это большой многообразный мир или для тебя главное - конкретные любимые музыканты? И какие группы для тебя оказались наиболее интересными?
В целом, это и то, и другое. Это действительно очень многообразный мир, в котором есть музыка на абсолютно любой вкус и любое требование. Я постоянно нахожу что-то для себя новое и могу сказать, что японская музыка, в целом, это целый новый мир со своими особенностями, которые не повторяются нигде более, а если и повторяются, то очень легко ощутить, так сказать, откуда растут корни.
Конечно же, не без того, чтобы в этом мире не выделить несколько любимчиков. Да и как не сделать подобное, если я очень постоянна в вопросах того, что люблю. Глядя уже на то, что я с 1994 года люблю Bon Jovi, а с 1991 года Звездные Войны, становится ясно, что и в японской культуре найденное любимое - стало им на все время.
На сегодняшний день могу сказать, что очень нравятся группы, которые можно уже называть "старичками" на японской сцене. Те же Ларки, те же BUCK-TICK и X-Japan. С завидной частотой слежу за тем, что делает в своей творческой жизни Таканори Нишикава. В целом, я бы еще сказала, что мне все-таки проект Вампс нравится больше, чем L'Arc~en~Ciel, есть у них что-то, что цепляет за душу и заставляет отстукивать ритм песен ногами, да и голос Хайда звучит именно в этом проекте (это мое личное мнение) очень ярко, именно голос и цепляет. То есть я действительно всегда отдаю предпочтение группам? в которых голоса заставляют сердце стучать сильнее, для меня именно этот фактор часто представляет куда большую ценность? чем все остальное в группе, и это несмотря на то, что я сейчас осваиваю специальность звукорежиссуры и должна ко всему так относиться.

Расскажи, пожалуйста, подробнее, чем привлекает тебя музыка L'Arc~en~Ciel, раз ты продолжаешь ее слушать? Что для тебя важно - сама музыка, вокал, слова? Любишь ли смотреть видеозаписи выступлений или достаточно просто слушать?
Для меня важно все, но, как я уже раньше написала, очень важно все-таки слышать голос. Голос вокалиста стоит в этом чарте на первом месте. Следующее за ним - это сочетание голоса и музыки, далее идут слова, а потом уже внешнее проявление. Я признаюсь, что довольно редко смотрю видео с Ларками, совсем не потому, что все, что перечислено, первостепенно, просто потому, что мне куда интереснее все слышать своим воображением. Я и начала их часто слушать именно тогда, когда просто закачала себе пару альбомов на диск. До этого я в запой вместе с клипами этого не делала. Потому-таки вышеперечисленное для меня самое важное. То есть достаточно просто слушать, хотя на Хайда смотреть, как по мне, можно бесконечно.

Рисунок mikomijade
Можешь назвать любимого участника группы?
Конечно же, Хайд. Хотя нравится еще и Тетсуя, почему-то (просто внешне).
Тогда давай поговорим подробнее про Хайда. Чем именно он привлек твое внимание, менялось ли отношение к нему за эти годы?
Привлек он абсолютным флегматичным видом. Когда понимаешь, что этот довольно низенький, маленький и тихий человек внешне создает такое впечатление совершенно нерушимой скалы, волей-неволей становится интересно, что же это за человек. Иногда я его мотиваций не понимаю....или не понимаю мотивированных объяснений от фанов. То есть выходит, что порой мы строим свое впечатление о человеке на основе бульварных домыслов.
Для меня это просто действительно довольно сильный и целеустремленный человек, знающий свои цели, идущий к ним, обладающий огромной энергией, которой заряжает окружающих, симпатичный...а дальше, я не знаю, какой он.
Вот как-то так.
Насколько тебе вообще интересна личность музыкантов? Тебе интересны интервью?
В целом, если мне интересна музыка музыканта, то я что-то да прочитаю обязательно о нем, включая и некоторые моменты из его биографии.. Я очень люблю читать интервью, но только почему-то люблю вопросы и ответы. Я не люблю тот стиль интервью, где автор ведет изложение о разговоре и где-то, время от времени вставляет реплики интервьюированного, мне кажется, что в этой ситуации, очень многое перевирается.
Как ты считаешь, можно ли на основе их составить какое истинное представление о человеке?
В некоторой степени, да. Естественно, что мы все, что-то, но держим в себе, и это естественно. Но открытый для общения человек в интервью расскажет много о себе правды, потому я считаю, что да. Главное - придумать хорошие вопросы, которые не будут ни для читателей скучными, ни для самого респондента. С недавнего времени наблюдаю за событиями в творчестве Бонджовей и могу сказать, что все интервью о новом альбоме - просто одинаковые. Мне кажется, что Джон уже просто отвечает на все автоматом и не думая. Хотя много нового о Джоне из них я не узнала =) Так что - кто знает.
А ты читала книгу Хайда? Какое она оставила впечатление?
Я уже начала читать и, в общем, могу сказать, что Хайд раскрылся немного с той стороны, которую я видела в нем только по внешней оценке. У тебя очень хороший перевод, как я могу судить. Я сама перевожу редко и только ради того, чтобы учить японский, потому что, хотя я и хорошо разбираюсь в теории перевода, очень часто мне переводить тяжело, даже еще и потому, что я мало слежу за тем, как я пишу (и это не мешает мне выступать в роли беты).
Знаешь, прочитав про отношение Хайда к аранжировкам, я поняла, что у меня все еще впереди и что не надо бояться делать что-то, даже если ты не совсем разбираешься. Хайд ведь может. А я боюсь экспериментировать со звуками.
Вот - небольшая зарисовка, которую я нигде абсолютно не использовала, но она мне, по каким-то причинам понравилась, и я не удалила, как обычно, а сохранила для себя. Это сделано на ПроТулзе - это проф-софт для звукорежиссуры.
Listen or download Shamisen tan-dan for free on Prostopleer
Я рада, что перевод книги нравится. Хотя я понимаю, что не все идеально, и можно было бы еще поработать и что-то улучшить.
Вообще, отношение к интервью у людей неоднозначно. некоторые считают, что в интервью много неправды.Но мне кажется, даже если человек и не говорит всего, но характер его раскрывается, если вопросы достаточно интересны. Хотя да, бывают и скучные интервью, которые словно по обязанности. Например, когда одно и тоже приходится говорить про новый альбом.
Иногда люди действительно выдумывают о себе, но ведь интервью тем и прелестно, что видно по поведению человека, манере говорить, что он из себя представляет и какой он. Это часто куда красноречивее, чем самая большая правда о нем.
Но вернемся к теме японского языка. Помогло ли увлечение музыкой изучению языка?
Да, очень помогло, так как это не только возможность слышать речь, но и прекрасная возможность тренироваться в изучении новых слов.
Я, как преподаватель по английскому и как человек, который сам так английский учил, могу точно сказать, что это может быть хорошей методикой для изучения языков. Я, в целом, за свой девятилетний стаж работы преподавателем английского языка практически все время использовала эту методику с ребятами.
Это и отличный способ изучить слова, и слушать, и даже грамматика.
Кроме того, у многих студентов раскрывается творческий потенциал и выходят настоящие шедевры, когда мы пробуем переводить, особенно, если задание идет по трем требованиям к переводу поэзии, когда они могут попробовать и белый текст, и рифмованный, и ритмовать, а иногда даже стараются объединить ритм и рифму, стремясь сохранить букву самого текста песни. Иногда я завидую своим студентам, так как они свободны в душе. Я же немного побаиваюсь это делать, а потому делаю, только когда есть вдохновение.
Тем не менее, и на опыте наблюдений, и на собственном опыте, могу точно сказать, что музыка - это один из лучших способов изучить язык.
Просто надо слушать, надо пробовать набирать на слух, надо пробовать переводить, надо учить лирику - просто надо слышать мир. Извини за пафос =)
Но вот что мне интересно: помогает ли язык лучше понимать музыку?
Да, я точно могу сказать, что изучение языка в общем помогает понять незнакомую тебе культуру. Приблизиться разумом и душей к тому, что было за железобетонным занавесом для тебя. С самого начала, когда я только начала слушать японскую музыку, мне действительно было очень сложно принять в себя то, что мне казалось аритмией в прямом смысле слова. Это только сейчас я начала немного понимать, что это все - особенности целой огромной культуры и что ритм там есть - просто он отличается от того классического "квадратного" ритма Европейской музыки, к которому мы привыкаем с детства, в нем есть нечто загадочное и притягательное. Мне кажется, что если кто-то сможет поймать этот ритм, то, как и я, более не сможет пройти мимо целого куска мира - потому что именно эта часть души всего человечества для европейцев и есть непонятной и отталкивающей - просто наша собственная неспособность услышать чужой стук сердца.
Снова я за пафос....я просто когда про музыку начинаю говорить меня заносит....если надо - я попробую расшифровать.
Нет, это не пафос. Или вернее, пафос в хорошем смысле этого слова.
да, именно желание понять слова любимой песни, узнать поближе любимых музыкантов является мощным стимулом для изучения языка. Меня это очень вдохновило. Конечно, я с детства любила иностранные языки, пыталась учить сама, но учить язык ради того, чтобы просто учить - это не то. Энтузиазм быстро сходит на нет. А вот когда есть цель, есть смысл, есть радость - это совсем другое дело.
Ты очень здорово сказала про непривычный мир. Но расскажи подробнее, как ты связана с музыкой в профессиональном плане?
Пока совсем никак. Я даже не могу назвать свой опыт пения в двух группах профессиональным. Учусь быть звукорежиссером и учусь петь, чтобы природные способности возвести в нужный ранг и довести до толку.
А когда начала занятие звукорежиссурой?
Начала занятия по звукорежиссуре я в 2011 году, освоила несколько софтов и очень хотела бы работать в студии. Единственное, что, к своему собственному удивлению, в звукорежиссуре меня очень сильно притягивает скорее не музыка а эффекты и переозвучивание актеров для анимационных и художественных фильмов. Я, в буквальном смысле этого слова, влюблена в работу наз звуками к фильмам. Правда, иногда замечаю, что окружающий мир мне начинает казаться чьей-то очень хорошей работой по озвучке и фоли-эффектам.
А вообще играешь ли на музыкальных инструментах? Или поешь?
Не играю ни на одном. Раньше пыталась учиться играть на гитаре, но от прошлой сноровки осталось только умение настраивать гитары. Кроме всего этого, я еще и левша, и постоянно перетягивала струны на левую сторону, хотя есть и гитары для левшей.
Да, я пою. Сейчас очень редко, просто выступаю на фестивалях, в основном аниме-фестах, хотя я и не анимешник. Просто потому что это - возможность петь. Очень хочу найти возможности петь, как самостоятельный исполнитель, и свои песни.
Петь - это так здорово! И звукорежиссура - это очень интересное дело. Вообще, столько всяких тем, которые хотелось бы обсудить, но боюсь, что тогда интервью разрастется в толстый том!
Поэтому вернемся к Ларкам. Что ты можешь сказать о них с точки зрения звукорежиссера? Наверное, восприятие музыки изменяется, по сравнению с теми людьми, кто не имеет таких знаний?
На самом деле, если и меняется, то совсем немного, так как, работая со звуком, в целом, тоже стараешься слушать музыку как готовый продукт, хотя да, иногда перемыкает и в голове, прямо во время прослушивания происходит анализ той или иной композиции на детали. Начинаешь слушать, где и куда звукорежиссер развел музыкантов, какой объем помещения, как и с каким инструментом по отдельности работал звукорежиссер (включая и сам голос вокалиста - это, в целом ведь тоже инструмент). Интересно, что иногда даже слышно какие эффекты были применены к тем или иным партиям и начинаешь даже понимать, какими плагинами или устройствами пользовался звукорежиссер, чтобы получить тот или иной эффект. Хотя, в моем понимании, куда интересней именно та композиция, в которой это сразу на слух различить нельзя, тогда в композиции есть некая загадка.
Скажем, из недавно прослушанных песен группы (Good Luck My Way) довольно интересно проработаны моменты со смычной партией в самом начале, кажется, что звукорежиссер либо действительно записывал реальный небольшой оркестр, либо очень умело развел партии виртуальных инструментов, хотя, судя по звучанию, это больше похоже на реальные инструменты, так как добиться такого, при желании, на софте можно, но это не один месяц работы. Очень классная ритмическая картинка выходит именно сочетания группы и оркестровой части. Единственное, что немного в этой композиции смутило - это то, что оркестровая часть и часть, где уже L'Arc~en~Ciel вступают в игру, отличается по своему динамическому диапазону, может быть, я ошибаюсь, так как я не проверяла это фактически на софтах, но на слух это выглядит именно так. Хотя, быть может, здесь просто вступают в силу законы природы и человеческого слуха, так как в этот момент сразу вступают в партию бас и ударные, у которых частоты довольно сильно отличаются от смычных инструментов. Но, если судить о концовке композиции, то можно в целом предположить, что я-таки правильно все услышала, так как смычные завершают композицию, и их динамика уже приглушена компрессором. Ощущения того, что музыканты распределены по панораме есть только в проигрыше. Что мне очень нравится - это качество звука, которое в целом куда приятней, чем у большинства японских команд, но, я думаю, что это можно понять и без понимания принципов звукорежиссуры =)
Это правда одна композиция, то есть можно говорить о всех и очень много, некоторые старые нравятся совсем не из-за звука)))))) кроме того, мне все же кажется, что более старые композиции - более честны к слушателю.
О! Целый анализ.. Насколько я помню, там действительно был живой оркестр в записи. Как ты слышишь музыку? В целом или детально? Я воспринимаю песню как единый цельный поток. Поэтому мне нужно сосредоточиться и приложить усилия, чтобы услышать отдельные инструменты. Таков уж тип восприятия. А у тебя как? Ты сразу слышишь отдельные инструменты?
На самом деле, я раньше не анализировала так серьезно свой способ восприятия музыки, но, наверное, можно сказать, что так. Я, в целом, слышу композицию, но при этом часто слух опирается на определенные инструменты и голос. Я очень люблю симфоническую музыку по этой причине, так как звуки в этом случае очень чистые, наверное, поэтому мне и нравятся композиции из роковой музыки, где есть сочетание симфонической музыки и пяти классических инструментов рока - гитара, бас, ритм, клавиши и барабаны. Наверное, по этой причине я и слышу часто, как меняется характер звучания группы, когда в ней меняются музыканты, так как характер исполнения в знакомых партиях тоже меняется. Но, так как это не всегда к лучшему, то очень люблю группы у которых стабильный состав....не знаю, как сюда попал Гакт-джоб

Вот ты сейчас сказала « честнее к слушателю». А что это значит? Может быть, просто технические возможности раньше были на другом уровне?
В принципе, именно это я и имела в виду. Дело в том, что сегодня технологии в звуке помогают очень качественно обманывать слух. Если раньше, скажем, голос исполнителя или диктора это было нечто уникальное, то сейчас голосу можно придать самых разных характеристик, вплоть до неузнаваемости и даже этого шедеврального хрипа в трейлерах. При помощи некоторых встроенных и внешних ресурсов в звуковых программах можно менять тональности голоса, убирать фальшивые ноты, и, наоборот, добавить фальши, изменить характер тембра голоса человека, или же придать именно нужный характер. То же самое, по сути, чаще всего производится и с инструментами. Можно просто наиграть на клавишах партию гитары, записать ее в формате миди, наложить на нее инструмент гитары, добавить на гитарный звук дисторшна, эхо, рум, эффекта комбоусилителя, немного очеловечить игру неточностями в ритме на сотые доли или даже на целые доли, если звук позволяет это сделать, и это будет звучать вкусно - и вот - готово - у тебя живая гитара - а если знаешь, как именно исполняет тот или иной музыкант, скажем, как играет Кен, то можно еще и поработать над характером исполнения Кена, и тогда это будет гитарная партия Кена, только он за нее никогда не садился.
Но если технологии позволяют делать все, что угодно, не возникает ли у искушенного слушателя ощущение фальши? Ощущение того, что все это ненастоящее? Это напоминает мне фотографии, обработанные в фотошопе. Вроде очень красиво, но не настоящее... хотя почему-то я верю, что технические средства, даже самые совершенные - это все лишь инструменты, и ничто не заменит человеческую душу...
Не думаю. Как минимум, надеюсь, что не возникает. Хотя, все же, мне кажется, все зависит от подачи и стиля композиции. Здесь главное не только музыкантам обладать вкусом, но и режиссеру. Часто музыканты работают с определенной студией и даже с каким-то одним конкретным режиссером именно потому, что вышеупомянутые хорошо понимают требования группы к саунду. Да и концертные выступления часто идут по настройкам именно в том же русле. Гитары настраиваются так, чтобы звук был характерным для этой группы и для этого исполнителя. Не секрет, что все музыканты используют исключительно один инструмент, одной компании и именно это, плюс манера исполнения характеризуют их. Скажем, Ричи Самбору очень легко узнать по манере исполнения, какую бы гитару он не выбрал, да и в записях студийных - это все равно Ричи Самбора. В целом, могу сказать, что и Джу Кена можно узнать по его манере, игры. Как минимум, когда я столкнулась с творчеством Вампс впервые, я не видела членов команды, но по какой-то причине подумалось, что бас-гитарист играет как Джу Кен.
Также и с Дайске Асакурой. Какой бы это ни был проект этого человека, всегда ощущается нечто именно от него самого.
Я не думаю, что все так уже плохо. Все же, мне кажется, что это зависит от группы и звукорежиссера и от того, какую эти двое цель преследуют. Тем более, что, исходя из того, чему меня учили, звук должен звучать как настоящий, или лучше. Просто стремление вытягивать басы или (зависит от стиля) подчеркивать другие особенности звука... но, мне кажется, что люди, даже самые искушенные именно этого сегодня и требуют, иначе не было бы ДжейЗи, Рианны, Нели Фуртадо, Адель, не было бы дабстепа с его абсолютно нереальными вывертами звука....
Зная о всех тонкостях, что ты находишь для себя в современной музыке?
В каждой музыкальной эпохе, по сути, есть что-то притягивающее. То, что сейчас кажется таким, какое оно есть в современном звуке, может потом нашим детям казаться звуками, записанными одним дублем на винилку. Время и технологии не стоят на месте, именно это и интересно. А японская музыка создается с учетом того, чтобы попробовать все, что только есть нового, потому она и особенно интересна, когда артисты хотят экспериментировать. Хотя, здесь, повторюсь, главное не перегибать палку.
Все-таки в отношениях группы и звукорежиссера важен баланс, как и везде. Баланс, который достигается путем проб и ошибок. Наверное, этот путь и есть самое интересное.
Да. Это очень невидимый, но еще один участник группы (в этой ситуации, в зависимости от группы, я бы даже сказала не только звукорежиссер, а и звукозаписывающая компания целиком))))) Вот я потому и захотела стать звукорежиссером, чтобы быть способной объяснять свои потребности звукозаписывающим студиям на их языке, а потом вышло, что хочу заниматься кино)))).
Итак, давай снова вернемся к разговору о Хайде. Почему все-таки он твой любимый участник группы? Что привлекает в нем особенно? Что ты можешь сказать о его голосе, в том числе и с профессиональной точки зрения? Тот, кто поет сам, воспринимает пение на другом уровне. Как, по-твоему, менялся вокал Хайда? И, конечно, что тебе ближе - Ларки или Вампс? Который Хайд нравится больше?
Иногда мне кажется, что мы с ним очень похожи, а прочитав несколько глав его книги, я могу сказать, что во многом мы таки похожи с ним именно по характеру. Мне импонирует то, что он такой разный на сцене и в интервью, нравится, что он мало проявляет свои эмоции вне сцены, но еще больше нравится, что у человека, как говорится "отсутствуют тормоза", когда он поет - это важно для вокалиста - умение раскрепоститься до такого предела, чтобы и тело и голос были свободны - это возможность спеть так, чтобы крышу срывало у всех, даже самых непосвященных. Когда человек не боится собственных возможностей в творчестве, именно тогда раскрывается настоящая сила. Я хочу добиться подобного, потому всегда смотрю на Хайда, как на того самого человека, который делает это в полной мере.
Что я могу сказать о голосе Хайда? У него очень сильная подача. Я не профессионал, но с этой точки зрения могу сказать, что это человек не боится допускать ошибки, когда поет - это меня притягивает. Мне кажется, что он смотрит свои выступления и понимает, что можно было бы сделать лучше, но не делает трагедий из того, что уже произошло, и это позволяет ему идти вперед и искать новые возможности. Я не знаю, занимается ли он с преподавателем.
Если говорить об изменениях в вокале, то я могу сказать, что, слушая старые записи, кажется, что он стремился быть, так сказать, в мейнстриме японской музыки девяностых, сейчас же он просто поет, никому не подражая.
Я думаю, мне ближе все-таки Вампс, хотя такого большого разнообразия в музыке, как в L'Arc~en~Ciel, у них не наблюдается.
Последний пункт мне вообще очень кажется сложным, потому что Хайд мне любой нравится.

Рисунок mikomijade
Мне кажется, ты совершенно права, Хайд умеет раскрепоститься на сцене, транслируя эмоции на весь зал. Это очень чувствуется. И наверное, именно это и привлекает к нему наши сердца.
В заключение хочется спросить о фандоме. Что для тебя фандом? Насколько важно общение с другими поклонниками группы? Что бы хотелось найти там?
Фандом - в любом из пониманий, это и хорошо и немного плохо. Хорошо, потому что люди собираются по интересу и делятся информацией, говорят о новых событиях. Плохо, потому что в этой ситуации всегда есть неизбежность в существовании людей, которые свои личные интерпретации событий принимают за истину в последней инстанции, перегибают палку, переходят границы во всех отношениях. Я некогда была членом фандома одного китае-японского актера и была наблюдателем истерии среди поклонниц, когда прошел слух, что он женился. Многие хотели его убить (по-настоящему убить), чтобы он не достался той девушке, раз он не достался им. Они аргументировали это тем, что он не имел права жениться - потому что он принадлежит только им и никому больше. В некотором смысле я наблюдаю (в меньшей степени) но похожее и в других фандомах, с которыми общаюсь. К счастью, я еще не сталкивалась с подобными с фандоме L'Arc~en~Ciel, но зато имела счастье наблюдать эти глупости у Бонджовей и Гактофанов. Если с Гактом еще понятно, то с Джоном - трудно, так как он уже чуть больше 20 лет, как женат и уже четверо детишек есть. Я не знаю, что, кроме информации и вдохновения, я ищу в фандомах. Я просто общаюсь с людьми, которые мне интересны и читаю новости, иногда вдохновляюсь чьим-то творчеством. Наверное это именно то, что я ищу.
Да, к сожалению, бывают в фандомах негативные явления. Но ведь главное - это возможность встретить интересных людей, возможность общения. Для меня это тоже очень важно.
Но вернемся к интервью. В заключение хочется услышать несколько слов: Что хотелось бы сказать группе, если бы была такая возможность?
Можно с вами поработать в качестве звукорежиссера и еще, может спеть что-то вместе с Хайдом?)))))
О! Немного неожиданно! А ты пела какие-нибудь песни из репертуара Хайда? Есть такие, которые бы хотелось исполнить со сцены? Сделать полноценный кавер? И какие песни хотела бы спеть вместе с ним?
Нет, я не пела еще из их репертуара ничего, но если спеть полноценный кавер, то думаю, что я хотела бы спеть Cape of Storms
А вот вместе с Хайдом спеть Season Calls)))))
Очень интересный выбор! А из ларковских песен что-то привлекает? И вообще, ты различаешь для себя то, что нравится слушать, и то, что хотелось бы спеть?
Думаю, что это могли бы быть "Finale" (очень нравится, хотя мне она чем-то очень сильно напоминает и Cape of Storm и немного Бактиков)))))), "Оphelia", "Ready Steady Go".
Вообще да, подбор песни под исполнение не обязательно значит, что я без ума от нее. Скажем
э у Бонджови есть песня, которую я просто не могу петь, хотя она моя самая любимая из его репертуара. В целом, можно, конечно же, изменить тональность композиции, но это уже не то. Есть у меня так называемые "песни-единороги". Да и вообще, часто получается, что я пою просто потому, что это очень хорошо мне подходит.
Как интересно! Никогда не слышала о таком значении слова единорог. А из тех песен, что поет Хайд, есть такие?
Если говорить о Хайде, то думаю, что это будет что-то быстрое, потому что для меня это действительно всегда трудные песни. Я медленный человек)))))
Думаю, что это будет "Ready Steady Go".
В общем, я чувствую, что у меня еще очень тем для разговора, но наше интервью скоро превратиться в книгу.

Огромное спасибо за очень интересные, подробнейшие ответы. Я очень-очень рада, что мы с тобой поговорили о стольких интересных вещах! Я надеюсь, что это не последний наш разговор. Буду очень рада продолжить общение в любом формате !
Спасибо и тебе огромное за интересные вопросы, мне очень приятно общаться с тобой.
@темы: Интервью с читателями, L'Arc~en~Ciel, Хайд, Вампс
У меня странное ощущение, что получается много интереснее, чем в предыдущий раз.
интереснее, чем интервью в 2009 году?
По моим субъективным ощущениям)))) Но возможно, я тогда была не очень внимательна.
по моим ощущениям - тоже. Наверное, потому что тема одна.
А я еще придумала, какую внешнюю форму придать.
Аналогично
Спасибо за чрезвычайно интересное интервью! Очень многие мысли схожи с моими
К сожаелнию, нет времени на подробные комментарии...
Мне кажется, это не только с тематикой связано... а в первую очередь сатмосферой в фандоме.
Да, в этом -то и радость, когда видишь, что у разных людей мысли сходятся. А если мнение другое - то становится интересно понять его.
Я рада, что интервью стали интереснее. Я думаю, еще и потому, что тема волнует всех.
И картины очень красивые
Думаю, ларуку очень повезло с талантливыми поклонниками
Про языки соглашусь на сто процентов со всем, что было сказано. Вот недаром говорят, человек ровно столько раз человек, сколько языков он знает. Без языков познать мир невозможно.
Спасибо!
PeythoN,
Думаю, ларуку очень повезло с талантливыми поклонниками
Это точно!
Nel6,
Мне тоже было интересно узнать мнение человека, который разбирается в этих вопросах!
Annona Serigoku,
PeythoN, я еще не так много знаю в технической стороне, просто, исходя из того, что уже знаю могу такой вот анализ сделать.
Спасибо огромное за комплимент о моих рисунках))))
Nel6, про языки
Касательно песни - теперь я не поняла, а почему она тебе не нравится?
Diana_, спасибо за такую классную возможность)))) мне очень понравилось.
Спасибо!
Рада, что понравилось!
не нравится тем, что там какая-то ахинея с ритмическим рисунком)) Но мое многозначительное дилетантское "я так слышу" никогда ничем не подтверждалось. А теперь я вижу, что таки да, таки что-то там с ритмом странное. Я поэтому в атмосферу песни войти не могу, меня все время выдергивают.
какие все-таки все мы разные
какие все-таки все мы разные
и это и есть самое интересное!
гы, ниче не поняла, но че-то с ней не то)))
Eugenny, спасибо))))