Я писала о разных субличностях, стараясь раскрыть разные темы: Я и путешествия, я и иностранные языки.
Сегодня хочу продолжить свои заметки.
Я и музыка.
Меня начали учить играть на пианино с 5 или 6 лет. Привели в музыкальную школу на прослушивание. Там сразу сказали, что абсолютного слуха у меня нет, поэтому на скрипку не возьмут. А на фортепиано - еще рано. В итоге я сначала ходила на занятия в так называемый музыкальный салон, с учительницей, а уже потом поступила в музыкальную школу.
Надо сказать, что наша муз.школа находилась при Доме Офицеров. Конечно, родители мои не были военными, просто это была ближайшая школа. Уже потом я поняла, что она не давала полноценную подготовку, скорее, это было как дополнительное занятие.
Первая учительница по фортепиано.. Я ее очень боялась, она ужасно кричала из-за ошибок.. Видимо, потом родители пожаловались на это , а может быть, и по другой причине, но через год она ушла. Следующая учительница была добрая.. А через два-три года я стала заниматься еще у одной, которая оказалась преподавателем консерватории...
Я не могу сказать, что я рвалась на занятия... В то время многих детей родители отдавали учиться музыке, но очень многие бросали. Я же закончила семилетнюю школу и получила аттестат. Вообще я была послушным ребенком.
читать дальшеСейчас, оборачиваясь назад, я вспоминаю мои руки, и мной владеют смешанные чувства. С одной стороны, я очень рада, что научилась играть, что передо мной открылся мир классической музыки. Это огромное богатство. Но с другой стороны, мне кажется, было очень много моментов , достойных сожаления.
Самое главное - ну, почему никогда нельзя было разучивать ту пьесу, которая нравится? Учительница всегда сама давала задания. В среднем, в работе у меня бывало по 3-4 пьесы. Я понимаю, что есть этюды, которые необходимы для развития техники, понятно, что есть обязательная программа. Но почему нельзя было хотя бы что-то взять по моему вкусу? И ведь речь идет не о чем-то сверхъестественном, а о тех же пьесах из того же сборника для школьников... Просто мне всегда давали другие...
А еще очень жаль, что нас не учили сочинять, импровизировать... С самого детства у меня сложилось твердое убеждение, что музыку пишут композиторы, которые являются сверх одаренными людьми. Это доступно лишь избранным...Поэтому сама я просто не смела даже пытаться что-то изображать, хотя , когда никого не было мне нравилось играть что-то из головы...
Вторым по важности предметом после специальности было сольфеджио. Для меня это был сложный урок. Мы писали диктанты - надо было на слух записывать аккорды. Я быстро уставала и начинала ошибаться. А еще мы пели. Сначала распевались, а затем пели разные упражнения и отрывки из песен. При том на два голоса. Вообще, пение на два голоса - это удивительно красивая вещь. Но... Дело в том, что голос у меня не сильный и довольно низкий. Поэтому я всегда была вторым голосом. Но! Если первый голос обычно пел красивую мелодию, то второй выводил что-то невнятное... То есть вместе это было очень красиво, но я всегда сбивалась на мелодию...
На самом деле, еще с детства я поняла, что больше всего в музыке я ценю мелодию, ее красоту. А потом уже идет все остальное. Наверное, именно поэтому я была уверена, что не смогу сама писать музыку, ведь я не могла придумать ни одной прекрасной мелодии...
А петь я любила. Занятия хора проходили не регулярно, но я их очень любила. Еще были занятия музыкальной литературой, где мы знакомились с биографиями и произведениями великих композиторов. Конечно, не все удавалось понять с первого раза, но это была хорошая основа.
После окончания музыкальной школы я играла сама, для своего удовольствия. В универе у меня появилась подруга, которая тоже закончила муз.школу, но по классу скрипки. Однако скрипку она не любила, а вот пианино - это другое дело. Мы играли в четыре руки! Как это было здорово!
Был в моей жизни и еще один музыкальный инструмент - гитара. Все подростки увлекаются рок-музыкой - но девочки, пожалуй, в меньшей степени. Но все равно, гитара - это было круто.
Но вот что интересно. 6-струнных гитар у нас не продавали. А продавали только 7-струнные "русские" гитары. Мои одноклассники покупали их и перетягивали струны. Я на такое не решилась, поэтому купила самоучитель для игры на 7-струнной гитаре.
Что я могу сказать? Все самоучители - что японского языка, что гитары - все они созданы, видимо, для того, чтобы человек понял, что он дурак и отступился навеки. Там не предполагалось, что обучающийся сможет уже в начале как-то использовать знания и получать хотя бы небольшой результат. Все было очень сложно.
Но я смогла разучить романс "Утро туманное" - и могла играть и петь его. Дальше.. уже сил не хватило , увы...
Теперь-то я вижу, что нормальные люди просто учились друг у друга, играли на трех аккордах, затем, методом проб и ошибок шли дальше и развивались. Кто мог и хотел... кто не мог - то хотя бы учился аккомпанировать себе и друзьям, играя простые песни...
Конец был грустным. Как-то раз муж слушал как я что-то наигрываю, и сказал: Хватит тренькать!" С тех пор я больше не садилась за фортепиано... Нет, потом села где-то в гостях - через 20 с лишним лет.
Жизнь моя изменилась, в квартире не было места...Вот и все.
но если разрешить себе мечтать - мне бы очень хотелось снова играть - для себя! Хотелось бы петь, хотелось бы освоить композицию на синтезаторе. И конечно, было бы просто здорово попробовать поиграть в ансамбле! Ведь это совершенно особая магия!
И может быть, придет время, когда мои мечты исполнятся.
Абсолютно верное замечание! Могу сказать то же самое обо всех этих долбаных самоучителях!
Да, вот интересно, откуда такое берется...
И ведь на самом деле, речь не идет о том, что каждый человек может стать великим композитором. Но наслаждаться музыкой для себя и друзей - почему нет?
Хэвенли,
Да, методики преподавания - это ужас. И кто их только придумал. Они способны только отвратить человека от его занятия. Может быть, сейчас что-то изменилось?
Да, надеюсь, что сейчас стали больше развивать детей и- именно в игровой форме, а не в форме обязаловки.
наслаждаться и стараться развивать в себе что-то, пробовать новое... не знаю, почему, такое ощущение, что в нас это природой не заложено
В последнее время мне кажется, что природой в нас заложено критическое отношение, у кого-то к другим, а у кого-то - к себе.
Здорово))
Ну синтезатор-то можно как'нибудь позволить себе купить :-) нынче есть совсем недорогие модели, а если каждый раз убирать их, то и места особо не занимают...
Про самоучители - да.... Именно так я вбила себе в голову, что у меня нет ни малейших способностей к инглишу))
Про современные занятия. Они очень разные, но сейчас правда наметилась тенденция к интересному подходу к детям. Например, знаб курсы английского от 4 лет: изучают язык в движении, повторяют движения и озвучивают это. То есть прыгают и говорят jump и так далее. Дети ОЧЕНЬ быстро запоминают, занятия проходят весело и активно :-)
Сейчас дочка занимается в музыкальной школе. Я ей сразу сказала, что учится она будет и это не обсуждается, а вот инструмент какой угодно. Инга выбрала гитару. Преподаватель, в целом, удивляет. Правда, он преподает испанскую гитару, а Инга с порога заявила, что рок любит. Достаточно молодой, обращается к Инге на "вы". Да, играют они то, что нужно играть по программе (хотя, здесь тоже есть свои нюансы, потому что занятия индивидуальные и учитель подбирает то, что способен осилить ребенок в рамках своего класса). На летние каникулы было задано 10 произведений, разобрать все, играть наизусть то, что нравится. Потом из того, что понравилось выбрали то, что получается лучше всего и - на экзамен. Сольфеджио удивляет меня, потому что я писала диктанты, а дочка проходит то, что я вообще не знала или забыла по причине глубокого обморока. Частенько попадается в домашнем задании "сочинить мелодию на такие-то слова". Вот он взрыв мозга! Инге нравится. Хор не очень любит, потому что "поют дурацкие песни".
К слову, музыкальная школа одна и та же. Только в моем детстве у меня она вызывала тоску (а она и была тоскливой, совершенно не творческой), а сейчас мне очень нравится там бывать. Очень оживленная атмосфера творчества, вместе с музыкантами там учатся художники и есть театральная студия, дети из которой проводят праздники для младших классов. В прошлом году мне очень понравилось. Сейчас, когда у учеников экзамены и новогодние концерты в школе творится феерия, за которой наблюдать очень приятно.
Все самоучители - что японского языка, что гитары - все они созданы, видимо, для того, чтобы человек понял, что он дурак и отступился навеки.
думаю, начинать надо с учебников для детей, а самоучители, да, именно для того и сделаны )))
ого... сурово. а мы даже этюды из обязательной части сами выбирали... у нас вообще преподы были классные и с ангельским терпением - кроме специальности, ни на один предмет больше не ходила... )))
В русском человеке, мне кажется , критичность - сторая натура но может, я и ошибаюсь.
Очень хорошо, что сейчас есть и другое обучение. Вообще, учить надо в игре. Естественное обучение - это игра, а не зубрежка правил. Это и ко взрослым относится...
Очень хорошо, что обстановка в школе изменилась. Это радует. И то, что преподаватель по-иному относится. А почему ты твердо решила учить дочь музыке? А я своих так и не отдала никуда. И кое-кто выразил мне этим недовольство потом.
Это здорово!
Конечно, от самого преподавателя очень многое зависит.
Наверное, еще и способности важны...
Ребенка надо чувствовать...
Я вот очень жалею, что меня даже не пробовали в музыкалку отправить. У меня это нужно было развивать, но я как ребенок плохо это понимала, а родители - далеко не творческие люди и не почувствовали это.
В английском языке особенно продвинутые детские занятия :-) с остальными по-разному, ну и от преподавателя зависит..,
Вообще сложно сказать про обучение. Отправишь ребенка, а там окажется плохой учитель и занудные уроки - и будет у него отвращение, а не развитие способностей. Этого я и боялась...
Я тут пока сыну занятия развивающие выбирала, знаешь, как замучилась?))) от некоторых учителей была просто в шоке))
Спрашивала сына впечатления, смотрела сама и делала выволы. На данный момент нашла все то, что полностью удовлетворяет запросам сына и нисколько не смущает меня, хорошие учителя. Но намучилась я знатно, пока выискивала это...
Главное, что удалось найти!
Когда мои дети были маленькие, я вообще не знала, что бывает по-другому.
Я не понимаю, как можно обучать криком?.. Гнать таких подальше...
Да понимаю, я и не в упрек тебе)) тогда мало кто знал, что бывает по-другому, увы.......
Да, а теще бывают учителя музыки, которые бьют по рукам! Я вообще не понимаю, если тебя раздражают неумелые ученики, зачем берешься учить!!
А мне, видимо, ещё в детстве медведь на ухо наступил... Так что, я завидую (по-хорошему, конечно) тем, чья жизнь связана с музыкой...
Да ну, откуда ты знаешь про медведя ?
Да, это верно...
Ну, мои ж уши-то!!