Захотелось мне очередной раз поныть на тему, как плохо мне жить без таланта и как грустно чувствовать себя бездарью. Но!!! Не вышло.

Дело в том, что я начинала писать один фик, даже сюда немного выложила, но забросила. А сейчас мне пришли в голову некоторые идеи. Я стала перечитывать интервью, относящихся к тому времени и вдруг нахожу слова, которые впрямую отвечают на мои мысли!!!!

Не могу не привести цитату.



"И именно поэтому я хочу сказать всем (следующее). Во-первых, люди любят говорить, "У меня нет таланта", верно? Только те немногие, кто достиг своего предела, имеют право использовать слово "талант". И те, кто тяжело и отчаянно трудились годами, не достигая никаких результатов. Нет таланта - единственное, что остаётся сказать. Поэтому тех людей, которые говорят "Я играл на гитаре всю свою жизнь" легкомысленно, мне действительно хочется спросить, "А ты готов умереть за это?" "Ты держишь эту гитару рядом с собой, когда спишь?" [1] Особенно если ты намереваешься что-то выразить музыкой. Если ты не готов напрячь все свои силы, ты не сможешь успешно передать это. Я верю, что твои "способности" это то, что вырабатывается со временем, настойчивостью и твоим собственным методом тренировки. Перед тем, как сказать "Я могу...Я не могу..." просто давай, сначала сделай это! "

[A:[1] имеется в виду: так много заниматься, что не расставаться с гитарой даже во сне.] (Перевод Aoki).



Просто поразительно. И я ведь пишу от его лица - и я просто не могу игнорировать его слова.

Так что нытье отменяется на максимально долгий срок. Я-то еще не могу сказать, что я действительно трудилась годами. :) :)

Комментарии
15.12.2006 в 10:57

mind the gap
>> Только те немногие, кто достиг своего предела, имеют право использовать слово "талант". И те, кто

тяжело и отчаянно трудились годами, не достигая никаких результатов.


имеет ли смысл трудиться годами, _не достигая никаких результатов_, если заведомо ясно, что способности к данному виду деятельности отсутствуют?

в конечном итоге человек тратит свою единственную, уникальную жизнь на чужое призвание



мне приходилось видеть множество людей, по тем или иным причинам возомнивших себя физиками, или фотографами, или художниками, но не способных ни на какое самостоятельное творчество в пределах области, всю свою жизнь бесплодно проводивших в «массовке», обгладывая остатки чужих идей



я, разумеется, ни в коем случае не имею в виду Вас!

как не имею в виду и те случаи, когда человеку необходимо долго и тщательно отрабатывать _технику_, наращивать опыт, изучать матчасть и т.п.

15.12.2006 в 11:50

Ланс

Это очень важный вопрос, и я часто думаю об этом.

И пришла к такому выводу.

Если у человека абсолютно нет способностей в какой-нибудь конкретной области творчества, то у него просто не возникнет и мысли чем-то заняться самому. То есть можно с удовольствием посмотреть кинофильм, но идеи снять что-то самому не возникнет, или это покажется сложным и скучным.

Чтобы чем-то заняться, нужет внутренний интерес и энтузиазм, нужна энергия, которая не берется из воздуха. Раз у человека возникает идея, значит, у него теоретически есть и возможности для ее осуществления.

Конечно, это не значит, что человек обречен на 100% успех. Дальше вступают в силу другие факторы.



К сожелению, я не могу вспомнить людей, которые годами бы упорно трудились над чуждым и неинтересным для них делом. Почему-то чаще стречались одаренные люди, которые хотели без усилий получить славу и признание, или просто забрасывали дело при первых неудачах, порой мнимых. "Способный, но ленивый" - разве не так характеризуют школьные учителя многих своих питомцев?



Что касается тех, кто не способен к творчеству, но годами бьется_- я не встречала таких, но думаю, что тут не все так просто.



по тем или иным причинам возомнивших себя физиками, или фотографами, или художниками,

А по каким причинам возомнили? Если просто из тщеславия - то такое увлечение проходит при столкновении с реальностью, и человек начинает мнить себя гением уже в другом деле.

Если человек долго остается в теме, скорее всего у него есть определенные способности и определенные задатки, просто он не может реализовать их по каким-то причинам. Ну, совсем примитивно говоря, если мы ставим своей целью деньги любой ценой или славу любой ценой, то не стоит говорить о приоритете самостоятельного творчества. Но это уже другая история.
15.12.2006 в 12:35

mind the gap
Диана_

Причин, по которым человеку вдруг приходит в голову посвятить себя какой-либо области, может быть огромное множество: от престижности профессии до упертости родителей. Как и вариантов дальнейшей судьбы: кто-то все-таки уходит искать себя; кто-то становится 'карьеристом', компенсируя профессиональную некомпетентность организаторскими способностями; кто-то полагает себя достойным специалистом, хотя фактически паразитирует на чужих разработках; кого-то в принципе мало интересует карьера -- платили бы денег и не гнали с насиженных мест; есть и такие, кто отчаянно пытается 'научиться', хотя таких мало, и остается еще меньше, потому что со временем большинство их переходит в другие категории. Конкретно в области науки многие уходят преподавать, писать статьи и монографии, заседать во всевозможных комиссиях. Здесь еще нужно учитывать тот факт, что однажды выбрав для себя 'дорогу в жизни', бывает трудно с нее сойти: не хватает воли. Человек выходит на практику/в лабораторию на II-III курсе и понимает, что физика/ педагогика/ информатика/ дизайн -- не его призвание. Уходить? Готовиться к экзаменам в другой вуз? Но ведь сессии сданы, три года отучился... И чем дальше -- тем сложнее.



>> Почему-то чаще стречались одаренные люди, которые хотели без усилий получить славу и признание, или просто забрасывали дело при первых неудачах, порой мнимых.

есть и такие)

есть и другие, достаточно одаренные, но тем не менее купившиеся на славу и признание и оставившие серьезную работу над собой



>> Ну, совсем примитивно говоря, если мы ставим своей целью деньги любой ценой или славу любой ценой, то не стоит говорить о приоритете самостоятельного творчества.

согласен

но если быть последовательным, придется рассматривать творчество двух видов: процесс и результат

при наличии потребности в процессе творчества достаточно хобби: талантливый инженер может писать весьма средние вирши, зачитывать их в кругу друзей)

к слову, литературное -- один из тех видов творчества, где особенно велик процент совершенно не способных к предмету людей (очевидно, из-за его доступности и кажущейся легкости)

но чтобы стать в данной области профессионалом, необходима ориентация на _результат_, и тут уж и реальные способности, и признание со стороны окружающих обязательны
15.12.2006 в 13:49

Ланс

Все истории о людях, которые всю жизнь работают на одном месте - это немного другое. Я в самом начале писала не об этом.

Все же наверное, цитата не совсем понятна, потому что это двойной перевод. сначала с японского, а потом с английского.

Но я имела в виду, что люди "упорно трудились годами" именно на пути достижения своей мечты, воплощения таланта в какой-то области.

Можно трудиться тяжело, разгружая вагоны и проклиная эту работу. Можно всю жизнь читать одни и те же лекции годами, переливать воду на совещаниях, и при этом устают глаза, устает голос, но это не то, что приведет к изменению и улучшению окружающей действительности.



Настоящий труд - когда материальные усилия не отделимы от духовных. Ты стараешься осмысленно, чтобы сделать лучшее, на что ты способен. И только ты сам можешь сказать себе честно, приложил ты все силы, которые были, или отступил слишком рано.



Вообще сложно рассуждать о чужой жизни - "не судите", сказано, потому что мы не знаем, что в действительности думает и чувствует каждый человек.



Что касается меня, я думаю, что если есть у меня интерес и желание что-то делать, то возможно, только возможно, что есть шанс, что при достаточном усердии я смогу чего-то достигнуть.
15.12.2006 в 14:22

mind the gap
Диана_

>> Можно всю жизнь читать одни и те же лекции годами, переливать воду на совещаниях, и при этом устают глаза, устает голос, но это не то, что приведет к изменению и улучшению окружающей действительности.

насчет лекций Вы это говорите совершенно напрасно)

в принципе, понятие творчества применимо к любому мало-мальски интеллектуальному труду

я лишь привел пример из наиболее близкой (физически) мне области

архитектор, инженер, дизайнер, а тем более учитель изменяют окружающую действительность никак не меньше поэта, согласитесь

то, о чем я говорю -- 'у меня не получается' вполне может быть показателем лени и недостатка усердия, но может быть и показателем того, что нужно менять поле деятельности

до какой-то определенной степени можно работаьь над собой и изменить себя, но это изменение имеет предел, вот и всё)



но шанс, действительно, есть у каждого)
15.12.2006 в 14:37

насчет лекций Вы это говорите совершенно напрасно)

Эх, я видимо, неудачно выражаю свои мысли. Лекции ведь по-разному читаются, как и другая работа. Либо отбубнил лишь бы как, либо....Так вот я имела в виду, тот случай, когда человек делает только по долгу службы, олно и тоже - не в смысле что темы лекции одни и те же, в системе образования это неизбежно, а в смысле, что не вкладывая душу и усилия.



Мне кажется, основной показатель, что надо менять сферу деятельности - тот факт, что человеку становится скучно, неинтересно и тоскливо. Значит, это уже "не его". Можнопытаться себя пересиливать, а можно подумать, а чем бы хотелось бы заняться.
15.12.2006 в 14:40

mind the gap
согласен))

с другой стороны, и отговорки 'у меня не получается', 'у меня нет таланта', в большинстве случаев, тогда и начинаются, когда сам процесс не приносит удовлетворения, а хочется быстрого результата
15.12.2006 в 14:49

Ланс

И еще чертова неуверенность в своих силах!!:) :)
15.12.2006 в 15:33

mind the gap
с неуверенностью как раз следует бороться)
15.12.2006 в 15:35

Мудрость, видимо, в том и состоит, чтобы правильно определить момент, когда нужно проявить настойчивость, а когда лучше сменить поле деятельности. И рецептов готовых нет...
15.12.2006 в 15:58

mind the gap
Господи, дай мне мужества изменить то, что я могу изменить; терпения - принять то, что я не могу изменить; и мудрости, чтобы отличить одно от другого.

(не вспомню, откуда цитата)
15.12.2006 в 16:08

Да, именно так.:)