И еще одно интереснейшее интервью с  ~McLaren~ - на этот раз о Soft Ballet



Самый первый вопрос: история знакомства с группой. Какими были первые впечатления?
Началось всё не с Soft Ballet, а с сольного Эндо Рёичи, это я очень хорошо помню. Помню и свои первые впечатления. Какими-то окольными путями я набрела на видео к песне Ends 炎天 (Enten). Диковатого вида мужчина отплясывал в коричневых штанах, босой. Азиатская нога всегда подспудно стремится к наготе, но там к наготе и свободе стремилось всё. Человек полностью отдавался музыке, ритму, казалось, что он просто позволял своим конечностям действовать по собственному разумению. Я тогда находилась под впечатлением от знаменитого в узких кругах «Красного танца» из фильма «Взрывная любовь, юноша А». Там была совершенно иная пластика, очень органичное сочетание японской традиционной танцевальной культуры и современной школы танца, свобода, выраженная в подчинении каждого движения воле, разуму человека, потрясающая, отточенная техника. А тут всё было наоборот. Нечто природное, такое сметающее дамбы, размывающее границы. Одним словом, энергетика Эндо произвела на меня глубокое впечатление. Но с музыкальной точки зрения я оказалась в ловушке, в которую нередко попадают поклонники старой белой западной музыки, начинающие знакомиться с джей-роком. Я послушала и сказала себе что-то вроде: «Ну. Это всё так вторично. Это же просто ещё один поклонник Джима Моррисона с очень хорошим вокалом, о чём говорить, мне это неинтересно». Сейчас, конечно, обидно всё это вспоминать. Второй раз я открыла Эндо уже в Soft Ballet, музыка была другая, поведение музыкантов на сцене почти пугало, но вот эта неживая, холодная музыка сфер заставляла вокал Рёичи играть множеством граней. Всё, как описано в концепции у-син: сочетание холодного и горячего, живого и мёртвого, тёмного и светлого. Так, благодаря  anarien1 и её чуткости, её участию, я двинулась от исходной точки к тому самому клипу Ends, но уже с совершенно другими эмоциями. Это была прекрасная дорога, и она продолжается, потому что об этих людях западному слушателю известно крайне мало. И, я думаю, ситуация вряд ли кардинально изменится. К сожалению.
читать дальше

@темы: Soft Ballet, Интервью

Комментарии
05.05.2016 в 16:52

We are all in the gutter, but some of us are looking at the stars. (Oscar Wilde)
Замечательное интервью, спасибо!!!
Тем, кто только начинает знакомиться с этой стороной творчества Эндо, советую посмотреть лайв «Unplugged». Необработанный, не прилизанный струящийся звук, какое-то очень доверительное общение фронтмена с залом, без брони, что называется.
Тысячу раз ДА. И особенно любителям акустики хочется его советовать.
Настолько мягко погружаешься в звучание голоса, которому ничего не мешает, не закрывает, а только подчеркивает.
И полностью согласна с  ~McLaren~, что ндо совсем не про то. Даже когда слушаешь по-настоящему грустную вещь, ощущаешь светлую печаль :friend::friend:
Вообще жалко, на самом деле, такой голос и не настолько известен, как мог бы быть благодаря таланту. Но с другой - голос Эндо - он как редкое сокровище. Если его нашел - будешь беречь его. Радоваться тому, что эта музыка тебе попалась, ты чувствуешь этот голос, "нутряной", беречь это ощущение от его голоса.
Путано наверное написала, но как-то так.
05.05.2016 в 17:09

Рескатор,
Да, все это очень интересно! Необычная группа. А больше любишь SB или сольники?
05.05.2016 в 17:24

We are all in the gutter, but some of us are looking at the stars. (Oscar Wilde)
Diana_, соло. В SB для меня слишком много электроники, которая убивает голос Эндо. Первое вообще, когда я услышала голос Эндо, была как раз песня в версии с концерта Unplagged - Kuroi taiyou.

И все...:beg:
05.05.2016 в 17:44

Да, акустический концерт! :heart:
05.05.2016 в 17:47

it's all gone funny
Спасибо большое за интервью! Все-таки Юля умеет так потрясающе интересно рассказывать о музыке и музыкантах, так вдумчиво ко всему подходить, что невозможно перестать восхищаться. Захватывающе и невероятно интересно. И все сказано очень точно и очень верно.
Очень хочется выразить Юле свою благодарность за то, что она меня познакомила с Софт Баллет в целом и Эндо в частности. Я сначала немного колебалась, стоит потратить свое время на эту группу или нет, но Юля всегда умеет найти верные слова, чтобы заинтересовать, и знает, что дать послушать) Это при том, что серьезно относиться к музыке с приставкой синти- у меня до сих пор не очень получается. Но мелодика, атмосфера этого холодного, искрящегося мира СБ, голос Эндо - это все да.
И еще раз хочется сказать спасибо за эти потрясающие, с такой любовью сделанные переводы текстов Эндо. Юля позволяет людям действительно прикоснуться к прекрасному, проникнуть, насколько это возможно, в голову этого потрясающе умного, интересно мыслящего человека, дать возможность людям, которые не владеют японским языком, тоже прочувствовать все то замечательное, что связано с Эндо, оценить его владение словом. Все-таки правда каждый его текст захватывает, везде есть, над чем подумать. Очень хочется новых переводов)
Очень точно сформулировано про Морикена и его отношения с Эндо вообще. Вот эта особая химия, благодаря которой рождается та самая яркая, живая музыка. Тот самый ожидаемый публикой совместный катарсис - в данном случае он рождается из этого столкновения умов, талантов. Некоторые не могут просто работать вместе, они должны друг друга довести, чтобы был вот такой яркий взрыв. Другое дело, что да, порох на эти взрывы имеет свойство заканчиваться. А потом вы до конца дней ворчите друг на друга в прессе, например.
И очень здорово сказано про кратную звезду. Действительно очень завязанный друг на друге коллектив в том плане, что взаимные проникновения, так сказать, случаются там, где они почти не случаются у других групп, где каждый, в общем-то, держится строго своей роли, за исключением некоторых отдельно взятых моментов. Наверное, когда люди так сильно спаяны друг с другом, потом разъединяться по причине конфликта еще больнее.
И сольное творчество Эндо после СБ действительно как глоток воздуха. Ты чувствуешь его силу, его мощь, но она очень спокойная и не угрожающая, все течет очень легко и естественно, без напряжения. Нет такого, чтобы было чувство, что сейчас силой вокала Эндо разверзнется земля. Хотя нельзя не признавать того, что напряжение в концертах периода Инкубэйт придавало особую остроту, от этих записей просто искры летят. Но... но. Лучше бы история этой группы правда была скучнее - и, соответственно, длиннее.
05.05.2016 в 17:50

Anarendil,
Замечательные слова!
05.05.2016 в 18:22

В основном этот эффект достигается за счет звучания «манзарековских» клавишных.
О да, мои уши меня не обманули.

Что говорить о том, где мне больше нравится голос Эндо... конечно, в SB. Самое красивое - музыка такая плоская, сухая, тусклая, бесчувственная - а вокал такой объемный, яркий, глубокий, живой. Как музыка его оттеняет! Этот контраст великолепен - и на нём и надо было играть, а не заставлять Эндо голосом выделывать те же структуры, что и музыка... потому что всё равно ведь не получилось. Надо, блин, ценить сокровища, которые в руки попадают. Эхма. Ну их.

Большое спасибо за интересное интервью :inlove:
05.05.2016 в 18:27

Хэвенли,
С Юлей получаются очень интересные разговоры. Сразу хочется пойти и переслушать все.:)
05.05.2016 в 21:44

Planet Earth is blue and there's nothing I can do
Поскольку у меня нет слов, я нагло поюзаю "предыдущих ораторов")))
Рескатор, И полностью согласна с ~McLaren~, что Эндо совсем не про то. Даже когда слушаешь по-настоящему грустную вещь, ощущаешь светлую печаль

Anarendil, Все-таки Юля умеет так потрясающе интересно рассказывать о музыке и музыкантах, так вдумчиво ко всему подходить, что невозможно перестать восхищаться. Захватывающе и невероятно интересно. И все сказано очень точно и очень верно.

Diana_, С Юлей получаются очень интересные разговоры. Сразу хочется пойти и переслушать все
Ну вот полностью согласна.

Я не помню, как попала на записи SB, но что-то там было такое, хоть и не моё, что зацепило и потянуло за собой. А потом я полезла к Анри с вопросами, а та с таким заразительным жаром засыпала меня рассказами и картинками! А потом оказалось, что я уже зарегистрирована на их форуме, а там нашлись знакомые все ники пользователей и админов, мир тесен, особенно в руфандоме джейрока!)))

Слушать Эндо больно. Даже если боль - светлая, не криминальная, сродни тоске о несбывшемся, о потерянном. Эта боль как обретение заново утраченного, как толчок вперёд и вверх. Но - боль.
И для меня лайв «Unplugged» особенный. Какая-то адская смесь депрессии, вознесения, воодушевления и печали. И это сочетание возможно, благодаря Эндо.
Почему-то его уход от активного концертирования выглядит логичным. Не то, чтобы человек перегорел и сдулся, просто выброса его энергии было так много, что ему нужно зарядиться заново. А пока идёт заряд, сколько бы лет это не заняло, мне хочется верить,что он вернётся.
05.05.2016 в 21:57

Arall,
Значит, тебе тоже ближе Эндс, чем SB?
05.05.2016 в 22:08

Planet Earth is blue and there's nothing I can do
Diana_, да. Арису-чан сказала про холодный искрящийся мир синти-попа,так вот оно красивое, но холодное и далёкое, не моё. А Эндс дают мощнейший энергетический всплеск и подвешивают в невесомости - или упасть или взлететь, достаточно пылинки, чтоб перевесить в какую-то сторону.
Потому мне опасно слушать Эндс часто, в зависимости от моего настроения в такой момент... И по крышам мне нельзя гулять, короче.
05.05.2016 в 22:29

Arall,
Ого!
Завтра точно начну переслушивать!
06.05.2016 в 00:15

BadLemon.rocks
Большое спасибо за интервью и возможность познакомиться с чужим взглядом на группу, это всегда интересно.

О том, что Кен Мориока – это человек, который ради творчества и себе, и окружающим готов под ногти гвозди загонять.
Очень любопытно, а откуда такая информация?
Я вроде их слушаю не первый год, но те переводы с участниками группы, которые мне за разное время попадались, по-моему никогда не давали достаточного количества конкретики, чтобы делать подобные выводы и считать их надежными - не сказать, чтобы фэндом был большой, и много людей что-то переводили. Информации как таковой не очень-то широкий выбор. А тут, в общем, такой довольно серьезный вывод.
06.05.2016 в 05:58

月抜ける
Ребята, очень отрадно, что все мы слушаем эту прекрасную музыку. Пусть нас мало, но мы по-прежнему в тельняшках.
Диане спасибо за беседу, а вам за ваше чтение и поданные голоса. Я очень извиняюсь, не могу сейчас как следует ответить, нахожусь сейчас в поездке по Узбекистану, связи тут почти нет.
Devalmy,
Это мое личное человеческое впечатление, которое возникло после нескольких лет копаний в той информации, которая была мне доступна, и общения с японскими поклонниками и интересующимся. Для меня японец, который создает в коллективе напряжение, чтобы было интереснее - это удивительный японец. У меня создалось впечатление, что и Кен, и Маки вокалиста себе решили выковать, и не всегда этот процесс можно было назвать гуманным. Из доступного в сети (хотя сейчас уже и не уверена) в Rock Izakaya 99 должен быть комментарий на эту тему.
06.05.2016 в 06:20

We are all in the gutter, but some of us are looking at the stars. (Oscar Wilde)
Arall, Эндс дают мощнейший энергетический всплеск и подвешивают в невесомости.
Вот не зря же всплывает это слово - "шаман". Вот что-то есть такое в его голосе и образе, что все становится похожим на музыкальное шаманство. Иногда кажется, что это самое настоящее камлание.
Поэтому много Эндс - можно, но только дозированно, и он приходит когда это нужно. Особенно осенью.
06.05.2016 в 07:09

Devalmy,
Надеюсь, что у тебя будет время и возможность, и мы поговорим подробнее о SB!

~McLaren~,
Да, очень здорово, что у группы столько поклонников! Надеюсь, что после возвращения можно буде подробнее ответить всем.

он приходит когда это нужно
Да! Это верно.
08.05.2016 в 15:35

Спасибо вам обеим большущее за это интервью, Юлю читать - всегда отрада!

Я много думаю на тему того, почему в общественном подсознании синтезаторная музыка так упорно воспринимается неживой. Возможно потому, что я в частности выросла на Депеш Мод, я ее таковой никогда не воспринимала, и меня удивляет такое впечатление, но тем не менее оно есть, и я вот уже много лет пытаюсь понять, откуда оно берется. При этом та же электрическая гитара неживой почему-то никем не воспринимается, хотя разницы между этими инструментами в основе своей крайне мало - ни то, ни другое живого звука не производит. Это если в принципе считать живым звук инструментов. На мой взгляд, действительно живым звуком можно считать только звуки, производимые биологическими организмами - пение, стрекотание, и все такое прочее. Любой инструмент сотворен из условно неживых объектов - дерева, металлов, костей, камней, стекла. Другими словами, все то, что само по себе звуков не издает - нужно биологическое существо или стихия, которые так или иначе из этих вещей звуки бы извлекали, внешнее влияние. Пока внешняя сила не заставит вещь производить физические волны, грубо говоря. И тут моя логика ломается - я не понимаю, почему неживая гитара, не издающая звуков сама по себе до тех пор, пока человек не начнет на ней играть, воспринимается живой, а синтезатор, нуждающийся ровно в том же самом, - мертвым. Я не могу отнести этот эффект даже к идее того, что электронная музыка в основном делает упор на ритмах - она всего лишь есть логическое развитие барабанов, которые при этом тоже почему-то считаются живыми. Я могу представить, что, возможно, эффект возникает от мысли о том, что во многом электронная музыка запрограммирована. Но, во-первых, это совершенно не обязательное условие, и частенько на сцене ее играют точно так же, как и любую другую, в то время как и на других концертах порой используют минусовку для некоторых партий. А во-вторых, даже так она изначально возникла от человека, который ее сочинил и записал. Ну в любом случае, если уж исходить из этого, то придется признать, что запись всегда не жива - то есть музыка может быть живой только тогда, когда ее непосредственно играют. И тем не менее, альбом классической музыки или традиционной рок-группы всегда считают живой музыкой, а такую же запись музыки электронной - мертвой. Для меня это очень интересная пища для психологического анализа, на самом деле. Жаль, данных мало, потому что тему никогда не развивают - идея о неживости электронной музыки воспринимается чаще всего как аксиома, с которой большинство согласно. Надо будет у себя сделать опрос, что ли.
Поэтому, возвращаясь к сабжу, мне всегда трудно понять, почему музыку Софт Баллет считают контрастом живого и мертвого - голоса и аранжировки. На мой взгляд, контраст здесь существует только в плоскости температуры - голос горячий, а аранжировка холодна, как красный и синий. Но тем не менее, живы оба цвета совершенно одинаково. И не смотря на то, что Эндс я прослушала с большим удовольствием, а пару вещей с таким же удовольствием переслушиваю, СБ мне все-таки намного ближе и интереснее именно этим контрастом разных полярностей, в то время как в Эндс нет никаких контрастов - там пламя сливается с пламенем. Но с другой стороны, именно поэтому эти проекты невозможно сравнивать - они совершенно разные, и каждый по-своему великолепен, а дальше лишь дело вкуса.

Совершенно согласна с тем, что такая группа, как СБ, не могла просуществовать долго, и именно из-за этого контраста. Когда одному нравится все красное, а другому все синее, можно долго искать гармонию между этими цветами, но в итоге каждый будет тянуть в свою сторону. Результат на выходе совершенно прекрасен, но стоит столько крови, что в какой-то момент не остается ничего иного, кроме как разбежаться. Даже если отложить в сторону любые возможные личные конфликты и недопонимания - та пресловутая разница в музыкальных предпочтениях, которая в 99 случаях из ста на самом деле всего лишь красивая отмазка, но в том редком одном случае реально является причиной распада коллектива. Поэтому я действительно рада тому, что они разошлись - краткий реюнион в начале 2000-ых лично мне четко продемонстрировал, что распад был необходим, и никаких последующих реюнионов лучше не предпринимать вовсе. И жаль мне в этом всем только одного - что Эндо в итоге перегорел. Уж не знаю, является ли его уход от мира музыки следствием старых травм, или в одиночку он сам себя испепелил собственным же огнем, но в любом случае что-то где-то пошло категорически не так, и то ли пропал голос, то ли - всякое желание им пользоваться как минимум публично. Очень, очень обидно.

Очень надеюсь на твои последующие переводы Эндо. Ты - это мост между культурами, и твои мини-эссе раскрывают поэзию во всех красках. Никак иначе, к сожалению, поэзию переводить невозможно. Не только японскую даже, хотя японская - или в принципе любая поэзия из совершенно инакой культуры - нуждается в этом куда больше, чем любая европейская. Так что весь труд, что ты вкладываешь в свои исследования, бесценен.

Ну и еще очень кратко по поводу твоего любимого на данный момент альбома, который является и моим любимым, думаю, что даже не только на данный момент. Incubate все-таки самая сбалансированная их пластинка - в ней и хиты, и совершеннейшее экспериментаторство, и мажор, и минор, и быстрота, и медлительность, и теплота, и холод, и высота, и глубина. Абсолютный шедевр как в своем жанре, так и в целом. И единственное, что меня удивляет, так это то, что после этого альбома их хватило еще на целый один. Они все-таки очень сильные люди.
08.05.2016 в 16:04

Planet Earth is blue and there's nothing I can do
~McLaren~, нахожусь сейчас в поездке по Узбекистану
Ух ты. Ишь ты!
Тоже Азия же!
)))

Рескатор, Поэтому много Эндс - можно, но только дозированно, и он приходит когда это нужно. Особенно осенью.
О, да. Почему - не знаю. Но - осенью приходит Эндо.

Nel6, идея о неживости электронной музыки воспринимается чаще всего как аксиома
Не знаю, не встречала такое. Электронная музыка и инструменты настолько проникли в любой современный стиль, что без них уже нельзя. И их звучание не более ненастоящее, чем традиционные звуки клавесина или каягыма.
И я уверена, что музыка стала только богаче от изобретения электронных инструментов. И те же синтезаторы в джазе совершенно прекрасные, но то - джаз.
Два дня назад ходили на концерт, польский саксофонист отлично играл на баритоне, на альте и на смешной чёрной коробочке совершенно электронного вида и звука, но тоже саксофоне))).
То есть, в любой музыкальной пьесе есть место для любого интрумента, не важно, какого он происхождения)))
Другое дело - стиль. В данном случае синти-поп, который мне не очень нравится в чистом виде.Так же как и металл во всех его разновидностях. Кто-то терпеть не может кантри или романсы, но всё перечисленное - такая же музыка. Предпочтения разные, всего лишь.
Не представляю, как можно музыку считать неживой. А любителей обобщать можно поставить в угол)))

жаль мне в этом всем только одного - что Эндо в итоге перегорел.
Вот да. Утешаю себя мыслями, что ему в его теперешней жизни комфортно, раз он ничего не меняет.
08.05.2016 в 16:11

Arall,

и тем не менее, чаще всего что СБ, что ДМ, что прочих представителей в обсуждениях так или иначе всегда проассоциируют с неживой музыкой. И мне это очень интересно. Потому что я, как и вы, этой ассоциации не имею.

Я надеюсь, что он не меняет именно потому, что комфортно, а не потому, что не может ничего изменить. Искренне и сильно так надеюсь.
08.05.2016 в 16:17

Planet Earth is blue and there's nothing I can do
Nel6, в обсуждениях так или иначе всегда проассоциируют с неживой музыкой. И мне это очень интересно
Вот мне стало тоже интересно, где тогда заканчивается живая и начинается неживая музыка? И какие критерии "неживости" обычно предъявляются?
)))

именно потому, что комфортно, а не потому, что не может ничего изменить
И тут согласна полностью.
08.05.2016 в 16:25

Arall,

Вот я как раз размышляю на тему научного опроса)) К делу надо подойти с должным уровнем логики и воображения))
08.05.2016 в 16:37

Planet Earth is blue and there's nothing I can do
Nel6, что-то мне кажется, что логика в рассуждениях о искусстве и о музыке, в частности, - понятие очень специфическое)))) Вот воображение - это да, у всех разные горизонты.
Но да, всё интереснее становится!
08.05.2016 в 16:44

Arall,

я это... попытаюсь применить логику вулканскую)) Могу провалить, безусловно. Хотя что-то мне подсказывает, что обсуждение тут вообще не о музыке, а о материях куда более сложных - психологии.
08.05.2016 в 16:57

Planet Earth is blue and there's nothing I can do
Nel6, в принципе, тут и не только психология)))
08.05.2016 в 17:08

Какая интересная дискуссия!!
Спасибо, Nel6, за такой развернутый комментарий. Очень интересные размышления.
Пожалуй, ведь и я не воспринимаю синтезатор как неживой инструмент.. во всяком случае, в рок-музыке и ее различных жанрах.


А кто-нибудь может сказать о сольных проектах Кена и Маки? Что можно сказать о группе минус?
08.05.2016 в 18:29

Могу объяснить своё мнение.

В первую очередь, конечно же, речь идёт именно о впечатлении от музыки. Во-вторых - электронная музыка как раз и стремилась производить такое впечатление - неживое, роботизированное, механистическое, нечеловеческое. В третьих, есть и технические характеристики звучания. Очень чистое, очень гладкое, без сбоев и ошибок звучание всегда будет восприниматься как неживое (точно так же, как идеально симметричное лицо будет выглядеть как неживое, как лицо куклы). Есть разница между синтезатором и роялем: как ни играй на синтезаторе, силу звука не изменишь с помощью удара по клавишам - потому что звуки в него записаны, и эти звуки со временем не меняются, синтезатор не расстраивается, в синтезаторе не возникают обертона, как это всё происходит в рояле (или даже в задрипанном пианино).
Даже на электрогитаре все-таки есть струны - которые всё время тянутся и всё время немножко расстраиваются - именно поэтому даже искажённый через примочки звук электрогитары воспринимается как живой))) Тем паче, что при игре на струны идёт абсолютно живое физическое воздействие - я имею в виду приёмы игры, что пришли от обычной гитары, вроде глиссандо или бенда. На гитаре-синтезаторе, какие, к примеру, любит использовать Имаи, это невозможно. Потому что там вместо струн кнопки, там хаммер не сделаешь и там нечему тянуться.

Прошу прощения за отклонение от основной темы.
08.05.2016 в 18:55

it's all gone funny
Я тоже думала над тем, почему такой эффект есть, почему электронная, синтетическая музыка кажется неживой, но наверное, именно вот этот холодный звук, который ассоциируется с чем-то космическим, фантастическим, не совсем человеческим, производит такой эффект. Что интересно, старое доброе звучание оргАна Хаммонд, например, на котором играл Джон Лорд, не дает такого впечатления - это теплый, живой звук.
Ну и опять же, все эти эффекты, которые позволяет выдавать синтезатор, все сэмплы. Совсем недавно я была на концерте Deep Forest и единственным инструментом на сцене, который казался "живым", была бас-гитара. Все остальное было сделано с помощью синтезатора и было засэмпловано очень много всего - вокал, флейты, дудки, еще куча всякого. Все время было чувство, что тебя накалывают))
В общем, это наверное личное впечатление и, быть может, просто все зависит от того, кто на чем рос и кто к чему привык.
08.05.2016 в 19:25

Очень интересно! Насколько все по-разному воспринимают музыку и отдельные инструменты!
29.05.2016 в 11:56

I am space, you are space too...
Диана, спасибо тебе за интервью с Юлей именно в разрезе Софт Баллет/Эндс.
Юль, тебе спасибо за эти глубины, за размышления, тебя завораживающе интересно читать, с тобой легко вместе чувствовать и потрясающе интересно общаться. Я до сих пор считаю, что это какое-то чудо случилось лично для меня, что ты полюбила Эндо.
16.08.2016 в 22:14

月抜ける
anarien1,
Анриш, спасибо тебе. Это я радуюсь каждый раз, когда думаю, что мы с тобой знакомы, что ты есть у СБ-фандома. Вообще, что ты есть и тебе можно написать среди ночи, обсудить что-то, несмотря на дикую занятость и прочие препятствия.