И еще одно интереснейшее интервью с ~McLaren~ - на этот раз о Soft Ballet
Самый первый вопрос: история знакомства с группой. Какими были первые впечатления?
Началось всё не с Soft Ballet, а с сольного Эндо Рёичи, это я очень хорошо помню. Помню и свои первые впечатления. Какими-то окольными путями я набрела на видео к песне Ends 炎天 (Enten). Диковатого вида мужчина отплясывал в коричневых штанах, босой. Азиатская нога всегда подспудно стремится к наготе, но там к наготе и свободе стремилось всё. Человек полностью отдавался музыке, ритму, казалось, что он просто позволял своим конечностям действовать по собственному разумению. Я тогда находилась под впечатлением от знаменитого в узких кругах «Красного танца» из фильма «Взрывная любовь, юноша А». Там была совершенно иная пластика, очень органичное сочетание японской традиционной танцевальной культуры и современной школы танца, свобода, выраженная в подчинении каждого движения воле, разуму человека, потрясающая, отточенная техника. А тут всё было наоборот. Нечто природное, такое сметающее дамбы, размывающее границы. Одним словом, энергетика Эндо произвела на меня глубокое впечатление. Но с музыкальной точки зрения я оказалась в ловушке, в которую нередко попадают поклонники старой белой западной музыки, начинающие знакомиться с джей-роком. Я послушала и сказала себе что-то вроде: «Ну. Это всё так вторично. Это же просто ещё один поклонник Джима Моррисона с очень хорошим вокалом, о чём говорить, мне это неинтересно». Сейчас, конечно, обидно всё это вспоминать. Второй раз я открыла Эндо уже в Soft Ballet, музыка была другая, поведение музыкантов на сцене почти пугало, но вот эта неживая, холодная музыка сфер заставляла вокал Рёичи играть множеством граней. Всё, как описано в концепции у-син: сочетание холодного и горячего, живого и мёртвого, тёмного и светлого. Так, благодаря anarien1 и её чуткости, её участию, я двинулась от исходной точки к тому самому клипу Ends, но уже с совершенно другими эмоциями. Это была прекрасная дорога, и она продолжается, потому что об этих людях западному слушателю известно крайне мало. И, я думаю, ситуация вряд ли кардинально изменится. К сожалению.
читать дальше
Давай сразу задам традиционные вопросы. Для начала любимая песня и любимый альбом.
Ох, такие вопросы всегда заставляют совершать над собой какое-то нечеловеческое, противоестественное усилие)) Невозможно выделить что-то одно и отсечь все остальное, ведь группа со всем ее творчеством - это целостный универсум. Даже если что-то нравится чуть меньше в данный конкретный момент, это вовсе не означает, что с приходом весны или зимы, или просто нужного настроения, оно не вспыхнет для тебя новыми красками, не окажется единственно правильным и нужным. Сейчас я бы сказала, что мой альбом - это "Incubate", а моя песня - это "Phoenix". Но я знаю, что скоро всё может измениться, и это нормально. "Incubate" - переломный момент в плане звучания вокала, а сейчас как раз граница границ, ранняя весна...Очень чуткая, глубокая музыка, и в то же время есть в ней какая-то нотка тревожности, какое-то предчувствие. Как будто что-то тёмное вильнуло хвостом в тихой воде. "Phoenix" в то же время очень динамичная вещь, какая-то отчаянно, чувственно-позитивная. Слова, которые Реичи произносит на английском в самом начале: "Let it be, let it be, let it be, walk your way!" задают ей тон.
А какой период в жизни группы тебе ближе? Какой концерт - самый любимый?
В отличие от другой замечательной группы, за творчеством которой я пристально наблюдаю - группы Бак-Тик - история Софт Баллет печально коротка. Номинально деятельность группы продлилась девять лет и плюс ещё год краткого реюниона (2002-2003), но наиболее активный этап творчества был не таким уж долгим. Это были примерно 89-93 гг., в это время записаны вещи, которые сделали группу знаменитой, в этот период увидели свет самые значимые релизы. В 95 г. выстрелила пластинка "Form", затем уже последовали "посмертные" релизы.
Если история Бак-Тик это своеобразные "восхождения-пики-поиски новой вершины" (не в смысле успеха или качественного наполнения пластинки, а в смысле развития какой-то темы, катарсиса и отступления от нее), то история Софт Баллет - это страстная вспышка, болезненная красота Персеидов. На рубеже 90-ых вокал Эндо обрел те качества, которые по праву сделали его одним из величайших вокалистов своего времени. Мальчик превращался в мужа - и в плане физиологии, и в плане владения своим голосом, своим дыханием, своими движениями, артикуляцией. В то же время Кен и Фуджи нашли способ, которым можно передать тот музыкальный микрокосм, в котором, как казалось, все трое могли бы существовать. И это, к сожалению, оказалось иллюзией, потому что любое творчество в группе - это диалог, а не монолог, в противном случае сторона, чей голос не хотят слышать, начинает искать другое место где бы подышать.
И вот несмотря на в общем-то трагичность этой истории она в своем роде выглядит законченной, я не могу выдрать из нее какой-то отдельный момент. Могу сказать, что я не назову любимым период реюниона, это безусловно.
Что касается концертов, мне очень нравится Live GAGA special 1993. Там не все всегда благополучно было со звуком, вернее, с аппаратурой - это мягко говоря...В том числе и на одной из моих самых любимых песен - Deep-sets. И вот когда микрофон Эндо практически отключается, он продолжает петь, не меняясь в лице, не выражая удивления или неудовольствия. И становится слышно, какая чудовищная, всепоглощающая мощь исторгается из его естества, несмотря ни на что.
Вообще, если меня послушать, то история Софт Баллет - это сплошное хождение по ножам, как в "Русалочке". Но, мне кажется, это не так уж далеко от истины, особенно в поздний период.
Наверное, именно драматичная история превращает группу в легенду. Я не ошибусь, если предположу, что именно Эндо у тебя любимый участник группы? И все-таки мне интересно услышать твое мнение обо всех участниках группы. Какими они представляются тебе в музыкальном и в человеческом плане? И какие это стихии?
Да, шекспировские мотивы привлекают сторонних наблюдателей) Но я всегда думаю о том, что за этими драматичными историями стоят жизни настоящих людей, настоящие отношения, настоящая боль. Так что я бы с радостью согласилась на то, чтобы биография этой группы, например, была бы заметно "скучнее". Но история не признает сослагательных наклонений.
Это правда, Эндо Рёичи мне ближе других участников, но это не значит, что они мне неинтересны. Маки, например, не просто собутыльник Хисаши Имаи из Бак-Тик, они прекрасно понимают друг друга и в музыкальном плане, работали вместе и, я надеюсь, еще будут. Многое они почерпнули из одного колодца, и такие связи между любимыми группами очень приятны, создаётся ощущение, что переключая фокус внимания с одной команды на другую, ты не выходишь за дверь, а просто продолжаешь блуждать по одному большому дому, где масса извилистых коридоров и секретных комнат. У Софт Баллет и Бак-Тик есть очень интересные музыкальные переклички, этакие приветы друг другу сквозь время и пространство. Например, если внимательно послушать партию синтезатора в "Kalavinka" и "White Shaman", то станет ясно, о чём я говорю. Или вот это жонглирование темой "Century boy" (привет T.Rex) в "Ego dance" и у Бак-Тик в "21st century boy" и " Jonathan jet-coaster".
Через Имаи Фуджи Маки мне всегда был как-то интуитивно понятнее, чем Кен. Его эмоциональность, его стихийность, подача себя на сцене - всё это я хорошо могу представить, вызвать перед своим внутренним взором, но анализировать не могу и не хочу. Человек-водоворот, который буквально захлёстывает собой и выносит людей на тот путь, который ему кажется верным. Иногда против их воли)
Энергетика Эндо очень отличается, он всегда мне казался человеком, который даёт людям вокруг себя больше свободы, позволяет им дышать в том ритме, в котором им удобно. Другой вопрос, что дыхание спирает)) Анариен однажды сравнила его с лесным пожаром, от огня которого занимается всё вокруг, и я с ней согласна полностью.
Я не могу не сравнивать Эндо до начала сольного творчества и после. Есть вот люди, которым внутрь положили очень много, много силы, назовём это так. Почти мифологической, почти неправдоподобной, её невозможно не почувствовать, она бьёт даже через экран, наплевав на огрехи старенькой записи. И вот в какой-то момент стало видно, что стоит человек на сцене, а его всего потряхивает от напряжения, от того, что по какой-то причине что-то в нём оказалось заперто. Может, часть этой силы, может, его злость, его обида, но ощущение такое, будто он либо сейчас предметы начнет двигать силой мысли, либо с ним случится что-то нехорошее в плане здоровья, учитывая то, что пел Эндо буквально до кровотечения из носа. Эта особенность японцев хорошо известна и миллион раз обыграна в манге и анимэ, у многих людей действительно проблемы с повышенным давлением, и кровотечениями из носа действительно страдают даже молодые и с виду здоровые мужчины и женщины. Но смотреть на то, как человек разрушает себя, всё равно очень тяжело. Это жестокие слова для поклонников Софт Баллет, но я рада, что Эндо нашёл в себе желание и силы продолжить в другом месте, и там ему было свободнее.
Конечно, так было не всегда. Поэтому я люблю ранние записи, мне нравится видеть всех троих счастливыми, полностью поглощёнными тем, что они делают, взбудораженными, удовлетворёнными. Как будто открываешь любимую книгу пусть с не очень счастливым концом, хорошо знаешь содержание, но начинаешь читать сначала. Смотришь на то, сколько страниц ещё впереди, сколько удовольствия и становится волнительно-приятно.
Значит, Маки - это вода, а Эндо огонь? И все-таки, несколько слов про Кена, пожалуйста! И еще насколько, по-твоему, изменилось творчество группы и сами музыканты в период воссоединения?
Нет, говоря о водовороте, я имела в виду Кена, а не Фуджи Маки.
Несколько слов про такого человека, как Кен, сказать не получится, уж если начинать...Человек он, безусловно, неординарный, страстный, жёсткий, как и все творческие люди в известной мере эгоистичный. Вообще, чтобы что-то сказать, вернее, высказать, выплеснуть, нужно обладать определённой долей эгоизма и чувства собственной важности. Вселенная этого искрящегося электронного звука Софт Баллет – его мир, в котором он всегда чувствовал себя как рыба в воде. Его музыкальная эрудиция всегда поражала. И мотивы Гэри Ньюмана, вообще британский синти-поп 80-х, и веяния японской клубной сцены, его собственный подход к электронному звучанию – всё это заставляет возвращаться к Софт Баллет снова и снова, даже если вы не поклонник этого жанра.
Его подход к музыке и творческому процессу для японской индустрии – особенно если мы говорим о кухне мейджор-групп – не совсем обычен в том смысле, что когда дело приобретает размах и группа выходит на определённый уровень, даже сугубо личностные отношения перестают быть таковыми. Вернее, их приходится ставить в жёсткие рамки, из них должно быть убрано всё, что мешает продвижению группы. За этим строго следят люди, чья работа состоит в том, чтобы заставить колесики крутиться без очевидных сбоев. Например, если члены группы не желают жить в одной гостинице, давать совместное интервью, даже записываться вместе – это всё решается с помощью третьих лиц, личная ненависть это одно, а ради дела надо постараться. Мы читаем про то, как наши любимые музыканты договариваются о раздельной записи, например, и нам неприятно, даже больно, мы не можем понять, ну как же так, а как же взаимопроникновение идей, единый дух, где совместный катарсис. А им это как раз очень понятно.
Разумеется, японская богема – это не совсем японцы, они позволяют себе вести неординарный образ жизни, они красят волосы в зелёный цвет, и рядовой японец воспринимает это как само собой разумеющееся. И эмоциональные выпады они себе позволяют не в пример чаще, чем рядовой обыватель. И всё-таки там несколько другой подход к организации работы. Одно дело андерграундные ребята, которые сидят в своём подполье и ваяют, что хотят, а другое – группа, которая собирает большие залы.
Даже если судить по тем крохам, которые удаётся собрать, по тем немногочисленным интервью, которые у нас есть в распоряжении, то складывается впечатление, что Кен никогда не мог отделить личностные отношения от творчества. Для него это было одно целое, больше того, он возвёл этот подход в абсолют, сознательно создавая и доводя до последней черты напряжение между собой и Эндо. Безусловно, это сделало и музыку как таковую, и в живые выступления по-настоящему живыми, острыми, такими, что во всём теле отзывается, от пяток и до макушки. Но невозможно тянуть одну струну бесконечно, однажды она лопнет. История эта стара как мир, вот это «making love and guns» великих тандемов рок-музыки подарило нам потрясающие вещи. Ян Гиллан и Ричи Блэкмор, Роберт Плант и Джимми Пейдж, Дэвид Гилмор и Роджер Уотерс…Однако конец рано или поздно наступает печальный. Результат можем наблюдать – ко всеобщей скорби немногочисленных уже поклонников проекта. Эндо превратился, по сути, в затворника, японская сцена потеряла потрясающий голос, и никакого желания общаться с бывшими коллегами у него, похоже, нет.
Стоило ли оно того, стоят ли эти потрясающие записи принесённых жертв с обеих сторон – плохая риторика. Я говорю о другом несколько. О том, что Кен Мориока – это человек, который ради творчества и себе, и окружающим готов под ногти гвозди загонять. Это, конечно, вызывает определённый спектр эмоций. Но странное, несколько извращённое восхищение в этом спектре тоже присутствует.
Что до изменений после реюниона…по-моему, невооружённым взглядом видно, какая пропасть между группой до распада и в 2002–2003 гг. Что не удивительно, все трое продолжали своё творчество, развивались, пробовали что-то новое, да и электронная сцена не стояла на месте, появились новые способы работы со звуком, на старого конька было уже не вскочить, и музыканты это хорошо понимали.
Меж тем, за продолжительный период не-бытия группа потеряла значительную часть поклонников, а те, кто остался, возможно, скорее были во власти ностальгии, чем готовы были воспринять новый виток развития.
На мой взгляд, на лайвах этого периода вокал Эндо звучит устало. Меня это очень печалит и, может быть, ещё и поэтому я редко слушаю эти записи.
Удивительная группа, удивительная история! А кто у них был лидером? И кто был основным автором песен? интересно отменить, что, по-видимому, между Кеном Мориокой и Фуджии Маки не было каких-то острых противоречий, раз они теперь снова в одной группе...
Я бы не стала позиционировать кого-то из участников именно как лидера. Это был союз трех очень разных, очень сильных людей. Есть такое понятие в астрономии – кратная звезда. Вот это они. Каждый из музыкантов занимал свое место в этой звездной системе, в какие-то моменты кто-то оказывался ближе к одному и дальше от другого, что вполне естественно, учитывая размеры коллектива и специфику отношений.
Авторами песен были все трое. Основными композиторами были Фуджи и Мориока, но Эндо тоже успел попробовать себя в этом деле, при этом Кен и Маки писали и тексты. Да и в собственно «дела вокала» они тоже вмешивались. Очевидно, что у них было довольно четкое понимание того, как должен звучать голос их группы вообще и вокальные партии в частности.
Насчет противоречий между Кеном и Маки…Воздержусь от категоричных суждений. Между прочим, когда шли переговоры по поводу реюниона еще тогда, в двухтысячные, Маки был последним, кто согласился на это предприятие. Все-таки не бывает простых ответов, когда речь идет об отношениях между людьми, тем более – между творческими людьми.
Интересно, какая стихия у Маки... Но вообще, поразительная история группы. Кстати, я забыла задать вопрос о любимом клипе!
Маки обитает в неведомых реальностях, скользит по выдуманным мирам, оседлав химеру, вместе с Хисаши Имаи))
Что до клипов, то мне гораздо милее живые выступления, чем постановочные видео. Но пусть будет «Engaging Universe», фантазия в голубых тонах и потрясающая пластика фронтмена на ее фоне. Почему-то навевает мысли о Боуи. Хотя, честно говоря, после его ухода многое кажется реквиемом по нему, даже то, что было до, как ни парадоксально.
И давай поговорим о сольном творчестве. Что отличает сольное творчество Эндо?
Собственно, сольные проекты были у всех участников Софт Баллет. Чтобы не превращать это интервью в страничку из Википедии просто скажу, что и авторских проектов, и коллабораций у них было достаточно. Последнее, что я слушала, - проект «Schaft» Фуджи и Имаи. Очень атмосферный индастриал, встряхнул мою весну)
Сольное творчество позволило Эндо сделать то, что по разным причинам не получалось сделать в Софт Баллет, не столько даже в жанровом плане, сколько в вокальном. Человек судорожно вздохнул, а выдохнул уже свободно, такое чувство. И возрастные изменения дали о себе знать, и это ощущение неожиданно прибавившегося кислорода, конечно, но звучание очень изменилось. В ход пошли эксперименты - гроул, более агрессивные, хулиганские приемы. В текстах появилась тема творчества, тема переосмысления прошлого, что вообще большая веха для любого артиста. Момент, когда человек творящий начинает писать о процессе творения, о том, как оно вот приходит - это нечто особенное.
Звучание «Ends», я думаю, не оставит равнодушным ни одного олдскульщика, если только не отвратит на первых порах, как меня когда-то. В основном этот эффект достигается за счет звучания «манзарековских» клавишных. И все-таки, несмотря на то, что и в аранжировках, и в вокальных приемах, и в текстах можно услышать многое от «Doors», это совсем не они, и все-таки не трибьют в их честь, и не подражание, это именно что диалог. К тому же, Моррисон, как мне всегда казалось, обладал скорее темной энергетикой, вокруг него всегда была какая-то истерика, надрыв, и наркотики здесь не последнюю роль сыграли. Эндо совсем не про то. Даже когда слушаешь по-настоящему грустную вещь, ощущаешь светлую печаль, то, что японцы называют natsukashii, но никак не глухую боль, не отчаяние. Он как-то умеет примирить и с потерей, и с тем, что уже нельзя изменить. Мудрый человек, умеющий подбирать нужные слова.
Сейчас посмотрела статистику, оказывается, чаще всего я слушаю альбом «Fireworks». Но это ничего не значит, каждая пластинка хороша по-своему, Эндо всегда приглашал очень интересных людей. Джейка Клаудчейра, например, это если перекидывать мостик к нашумевшему недавно проект «Mortal» Ацуши Сакураи, с которым Реичи тоже неплохо знаком. Тем, кто только начинает знакомиться с этой стороной творчества Эндо, советую посмотреть лайв «Unplugged». Необработанный, не прилизанный струящийся звук, какое-то очень доверительное общение фронтмена с залом, без брони, что называется.
Ну, а теперь мне хочется задать вопросы о твоих переводах. Какие тексты песен Эндс ты переводила? Чем тебя привлекает лирика Рёичи? Как ты выбирала тексты для перевода?
Я никогда не ставила перед собой каких-то внушительных целей, я не пытаюсь перевести как можно больше или как можно быстрее. На самом деле, я выкладываю очень мало переводов, хотя в столе лежит больше (то, что выложено, можно посмотреть у меня в дневнике). Я бы даже сказала, что это не совсем переводы, а такие мини-исследования. Я стараюсь проанализировать лексику, подбор кандзи, композицию текста, может быть, дать какой-то культурологический комментарий. Для меня это долгий, захватывающий процесс, который многому меня учит. Если я чего-то не понимаю, я начинаю ковыряться, мучить коллег, писать своим приятелям японцам, в общем...КПД у меня большой. Но, если честно, я и не особенно стремлюсь его повышать. Мне кажется, в этом прелесть нашего камерного фандома, каждый приносит по крупице, что может, и мы обсуждаем это маленькой теплой компанией.
Трудно сказать, как я выбираю песню, я ее не выбираю, просто наступает какая-то внутренняя синхронизация. Если бы у меня было больше времени, я бы просто начала «сначала», переводила бы все подряд, потому что, на мой взгляд, у Эндо нет проходных текстов, это всегда что-то, что может тебя чему-то научить, заставить притормозить и что-то переосмыслить. (Советую почитать переводы Эндо-блога у anarien1, мне кажется, сразу станет понятно, что это за человек).
Если, например, Ацуши Сакураи пишет мазками, вбрасывает образы и оставляет их в несколько подвешенном состоянии, то тексты Эндо очень хорошо структурированы в плане грамматики, там всегда есть какие-то ёмкие законченные мысли, они порой напоминают этакие философские притчи. Конечно, все работы разные, есть и тексты «очень японские» в смысле формы, лаконичности, образности. В его текстах много природной энергии, света, неба, выси, очень часто он оперирует образами, которые японцы отнесли бы к янским. Даже если это дождь, то он сверкает, даже если ночь, то она наполнена огнями.
Я люблю читать его тексты в оригинале и одновременно включать запись. У Эндо потрясающе четкий, красивый токийский выговор, одно удовольствие его слушать.
Надеюсь, что в скором будущем мы сможем познакомиться с новыми исследованиями переводами. И все-таки самый последний вопрос, который меня волнует. Как ты думаешь, мы увидим когда-нибудь на сцене Рёичи Эндо?
Вспоминается бородатый анекдот про динозавра:
- Какова вероятность встретить динозавра на улице?
- Ну тут 50 на 50.
- Почему?
- Ну либо встречу, либо нет.
Гадать тут бессмысленно. Я надеюсь, что мы еще увидим Эндо на сцене, не важно, сольно или вместе с Софт Баллет, а может быть, в каком-то другом проекте. Но думаю, что это вряд ли случится, к сожалению. Мне кажется, поведение музыканта говорит красноречивее любых громких заявлений и хлопаний дверями. Очень надеюсь, что Эндо-сана полностью удовлетворяет его нынешняя жизнь и что он пребывает в мире с собой.
Большое спасибо за чудесное интервью!
@темы: Soft Ballet, Интервью
Тем, кто только начинает знакомиться с этой стороной творчества Эндо, советую посмотреть лайв «Unplugged». Необработанный, не прилизанный струящийся звук, какое-то очень доверительное общение фронтмена с залом, без брони, что называется.
Тысячу раз ДА. И особенно любителям акустики хочется его советовать.
Настолько мягко погружаешься в звучание голоса, которому ничего не мешает, не закрывает, а только подчеркивает.
И полностью согласна с ~McLaren~, что ндо совсем не про то. Даже когда слушаешь по-настоящему грустную вещь, ощущаешь светлую печаль
Вообще жалко, на самом деле, такой голос и не настолько известен, как мог бы быть благодаря таланту. Но с другой - голос Эндо - он как редкое сокровище. Если его нашел - будешь беречь его. Радоваться тому, что эта музыка тебе попалась, ты чувствуешь этот голос, "нутряной", беречь это ощущение от его голоса.
Путано наверное написала, но как-то так.
Да, все это очень интересно! Необычная группа. А больше любишь SB или сольники?
И все...
Очень хочется выразить Юле свою благодарность за то, что она меня познакомила с Софт Баллет в целом и Эндо в частности. Я сначала немного колебалась, стоит потратить свое время на эту группу или нет, но Юля всегда умеет найти верные слова, чтобы заинтересовать, и знает, что дать послушать) Это при том, что серьезно относиться к музыке с приставкой синти- у меня до сих пор не очень получается. Но мелодика, атмосфера этого холодного, искрящегося мира СБ, голос Эндо - это все да.
И еще раз хочется сказать спасибо за эти потрясающие, с такой любовью сделанные переводы текстов Эндо. Юля позволяет людям действительно прикоснуться к прекрасному, проникнуть, насколько это возможно, в голову этого потрясающе умного, интересно мыслящего человека, дать возможность людям, которые не владеют японским языком, тоже прочувствовать все то замечательное, что связано с Эндо, оценить его владение словом. Все-таки правда каждый его текст захватывает, везде есть, над чем подумать. Очень хочется новых переводов)
Очень точно сформулировано про Морикена и его отношения с Эндо вообще. Вот эта особая химия, благодаря которой рождается та самая яркая, живая музыка. Тот самый ожидаемый публикой совместный катарсис - в данном случае он рождается из этого столкновения умов, талантов. Некоторые не могут просто работать вместе, они должны друг друга довести, чтобы был вот такой яркий взрыв. Другое дело, что да, порох на эти взрывы имеет свойство заканчиваться. А потом вы до конца дней ворчите друг на друга в прессе, например.
И очень здорово сказано про кратную звезду. Действительно очень завязанный друг на друге коллектив в том плане, что взаимные проникновения, так сказать, случаются там, где они почти не случаются у других групп, где каждый, в общем-то, держится строго своей роли, за исключением некоторых отдельно взятых моментов. Наверное, когда люди так сильно спаяны друг с другом, потом разъединяться по причине конфликта еще больнее.
И сольное творчество Эндо после СБ действительно как глоток воздуха. Ты чувствуешь его силу, его мощь, но она очень спокойная и не угрожающая, все течет очень легко и естественно, без напряжения. Нет такого, чтобы было чувство, что сейчас силой вокала Эндо разверзнется земля. Хотя нельзя не признавать того, что напряжение в концертах периода Инкубэйт придавало особую остроту, от этих записей просто искры летят. Но... но. Лучше бы история этой группы правда была скучнее - и, соответственно, длиннее.
Замечательные слова!
О да, мои уши меня не обманули.
Что говорить о том, где мне больше нравится голос Эндо... конечно, в SB. Самое красивое - музыка такая плоская, сухая, тусклая, бесчувственная - а вокал такой объемный, яркий, глубокий, живой. Как музыка его оттеняет! Этот контраст великолепен - и на нём и надо было играть, а не заставлять Эндо голосом выделывать те же структуры, что и музыка... потому что всё равно ведь не получилось. Надо, блин, ценить сокровища, которые в руки попадают. Эхма. Ну их.Большое спасибо за интересное интервью
С Юлей получаются очень интересные разговоры. Сразу хочется пойти и переслушать все.
Рескатор, И полностью согласна с ~McLaren~, что Эндо совсем не про то. Даже когда слушаешь по-настоящему грустную вещь, ощущаешь светлую печаль
Anarendil, Все-таки Юля умеет так потрясающе интересно рассказывать о музыке и музыкантах, так вдумчиво ко всему подходить, что невозможно перестать восхищаться. Захватывающе и невероятно интересно. И все сказано очень точно и очень верно.
Diana_, С Юлей получаются очень интересные разговоры. Сразу хочется пойти и переслушать все
Ну вот полностью согласна.
Я не помню, как попала на записи SB, но что-то там было такое, хоть и не моё, что зацепило и потянуло за собой. А потом я полезла к Анри с вопросами, а та с таким заразительным жаром засыпала меня рассказами и картинками! А потом оказалось, что я уже зарегистрирована на их форуме, а там нашлись знакомые все ники пользователей и админов, мир тесен, особенно в руфандоме джейрока!)))
Слушать Эндо больно. Даже если боль - светлая, не криминальная, сродни тоске о несбывшемся, о потерянном. Эта боль как обретение заново утраченного, как толчок вперёд и вверх. Но - боль.
И для меня лайв «Unplugged» особенный. Какая-то адская смесь депрессии, вознесения, воодушевления и печали. И это сочетание возможно, благодаря Эндо.
Почему-то его уход от активного концертирования выглядит логичным. Не то, чтобы человек перегорел и сдулся, просто выброса его энергии было так много, что ему нужно зарядиться заново. А пока идёт заряд, сколько бы лет это не заняло, мне хочется верить,что он вернётся.
Значит, тебе тоже ближе Эндс, чем SB?
Потому мне опасно слушать Эндс часто, в зависимости от моего настроения в такой момент... И по крышам мне нельзя гулять, короче.
Ого!
Завтра точно начну переслушивать!
О том, что Кен Мориока – это человек, который ради творчества и себе, и окружающим готов под ногти гвозди загонять.
Очень любопытно, а откуда такая информация?
Я вроде их слушаю не первый год, но те переводы с участниками группы, которые мне за разное время попадались, по-моему никогда не давали достаточного количества конкретики, чтобы делать подобные выводы и считать их надежными - не сказать, чтобы фэндом был большой, и много людей что-то переводили. Информации как таковой не очень-то широкий выбор. А тут, в общем, такой довольно серьезный вывод.
Диане спасибо за беседу, а вам за ваше чтение и поданные голоса. Я очень извиняюсь, не могу сейчас как следует ответить, нахожусь сейчас в поездке по Узбекистану, связи тут почти нет.
Devalmy,
Это мое личное человеческое впечатление, которое возникло после нескольких лет копаний в той информации, которая была мне доступна, и общения с японскими поклонниками и интересующимся. Для меня японец, который создает в коллективе напряжение, чтобы было интереснее - это удивительный японец. У меня создалось впечатление, что и Кен, и Маки вокалиста себе решили выковать, и не всегда этот процесс можно было назвать гуманным. Из доступного в сети (хотя сейчас уже и не уверена) в Rock Izakaya 99 должен быть комментарий на эту тему.
Вот не зря же всплывает это слово - "шаман". Вот что-то есть такое в его голосе и образе, что все становится похожим на музыкальное шаманство. Иногда кажется, что это самое настоящее камлание.
Поэтому много Эндс - можно, но только дозированно, и он приходит когда это нужно. Особенно осенью.
Надеюсь, что у тебя будет время и возможность, и мы поговорим подробнее о SB!
~McLaren~,
Да, очень здорово, что у группы столько поклонников! Надеюсь, что после возвращения можно буде подробнее ответить всем.
он приходит когда это нужно
Да! Это верно.
Я много думаю на тему того, почему в общественном подсознании синтезаторная музыка так упорно воспринимается неживой. Возможно потому, что я в частности выросла на Депеш Мод, я ее таковой никогда не воспринимала, и меня удивляет такое впечатление, но тем не менее оно есть, и я вот уже много лет пытаюсь понять, откуда оно берется. При этом та же электрическая гитара неживой почему-то никем не воспринимается, хотя разницы между этими инструментами в основе своей крайне мало - ни то, ни другое живого звука не производит. Это если в принципе считать живым звук инструментов. На мой взгляд, действительно живым звуком можно считать только звуки, производимые биологическими организмами - пение, стрекотание, и все такое прочее. Любой инструмент сотворен из условно неживых объектов - дерева, металлов, костей, камней, стекла. Другими словами, все то, что само по себе звуков не издает - нужно биологическое существо или стихия, которые так или иначе из этих вещей звуки бы извлекали, внешнее влияние. Пока внешняя сила не заставит вещь производить физические волны, грубо говоря. И тут моя логика ломается - я не понимаю, почему неживая гитара, не издающая звуков сама по себе до тех пор, пока человек не начнет на ней играть, воспринимается живой, а синтезатор, нуждающийся ровно в том же самом, - мертвым. Я не могу отнести этот эффект даже к идее того, что электронная музыка в основном делает упор на ритмах - она всего лишь есть логическое развитие барабанов, которые при этом тоже почему-то считаются живыми. Я могу представить, что, возможно, эффект возникает от мысли о том, что во многом электронная музыка запрограммирована. Но, во-первых, это совершенно не обязательное условие, и частенько на сцене ее играют точно так же, как и любую другую, в то время как и на других концертах порой используют минусовку для некоторых партий. А во-вторых, даже так она изначально возникла от человека, который ее сочинил и записал. Ну в любом случае, если уж исходить из этого, то придется признать, что запись всегда не жива - то есть музыка может быть живой только тогда, когда ее непосредственно играют. И тем не менее, альбом классической музыки или традиционной рок-группы всегда считают живой музыкой, а такую же запись музыки электронной - мертвой. Для меня это очень интересная пища для психологического анализа, на самом деле. Жаль, данных мало, потому что тему никогда не развивают - идея о неживости электронной музыки воспринимается чаще всего как аксиома, с которой большинство согласно. Надо будет у себя сделать опрос, что ли.
Поэтому, возвращаясь к сабжу, мне всегда трудно понять, почему музыку Софт Баллет считают контрастом живого и мертвого - голоса и аранжировки. На мой взгляд, контраст здесь существует только в плоскости температуры - голос горячий, а аранжировка холодна, как красный и синий. Но тем не менее, живы оба цвета совершенно одинаково. И не смотря на то, что Эндс я прослушала с большим удовольствием, а пару вещей с таким же удовольствием переслушиваю, СБ мне все-таки намного ближе и интереснее именно этим контрастом разных полярностей, в то время как в Эндс нет никаких контрастов - там пламя сливается с пламенем. Но с другой стороны, именно поэтому эти проекты невозможно сравнивать - они совершенно разные, и каждый по-своему великолепен, а дальше лишь дело вкуса.
Совершенно согласна с тем, что такая группа, как СБ, не могла просуществовать долго, и именно из-за этого контраста. Когда одному нравится все красное, а другому все синее, можно долго искать гармонию между этими цветами, но в итоге каждый будет тянуть в свою сторону. Результат на выходе совершенно прекрасен, но стоит столько крови, что в какой-то момент не остается ничего иного, кроме как разбежаться. Даже если отложить в сторону любые возможные личные конфликты и недопонимания - та пресловутая разница в музыкальных предпочтениях, которая в 99 случаях из ста на самом деле всего лишь красивая отмазка, но в том редком одном случае реально является причиной распада коллектива. Поэтому я действительно рада тому, что они разошлись - краткий реюнион в начале 2000-ых лично мне четко продемонстрировал, что распад был необходим, и никаких последующих реюнионов лучше не предпринимать вовсе. И жаль мне в этом всем только одного - что Эндо в итоге перегорел. Уж не знаю, является ли его уход от мира музыки следствием старых травм, или в одиночку он сам себя испепелил собственным же огнем, но в любом случае что-то где-то пошло категорически не так, и то ли пропал голос, то ли - всякое желание им пользоваться как минимум публично. Очень, очень обидно.
Очень надеюсь на твои последующие переводы Эндо. Ты - это мост между культурами, и твои мини-эссе раскрывают поэзию во всех красках. Никак иначе, к сожалению, поэзию переводить невозможно. Не только японскую даже, хотя японская - или в принципе любая поэзия из совершенно инакой культуры - нуждается в этом куда больше, чем любая европейская. Так что весь труд, что ты вкладываешь в свои исследования, бесценен.
Ну и еще очень кратко по поводу твоего любимого на данный момент альбома, который является и моим любимым, думаю, что даже не только на данный момент. Incubate все-таки самая сбалансированная их пластинка - в ней и хиты, и совершеннейшее экспериментаторство, и мажор, и минор, и быстрота, и медлительность, и теплота, и холод, и высота, и глубина. Абсолютный шедевр как в своем жанре, так и в целом. И единственное, что меня удивляет, так это то, что после этого альбома их хватило еще на целый один. Они все-таки очень сильные люди.
Ух ты. Ишь ты!
Тоже Азия же!
)))
Рескатор, Поэтому много Эндс - можно, но только дозированно, и он приходит когда это нужно. Особенно осенью.
О, да. Почему - не знаю. Но - осенью приходит Эндо.
Nel6, идея о неживости электронной музыки воспринимается чаще всего как аксиома
Не знаю, не встречала такое. Электронная музыка и инструменты настолько проникли в любой современный стиль, что без них уже нельзя. И их звучание не более ненастоящее, чем традиционные звуки клавесина или каягыма.
И я уверена, что музыка стала только богаче от изобретения электронных инструментов. И те же синтезаторы в джазе совершенно прекрасные, но то - джаз.
Два дня назад ходили на концерт, польский саксофонист отлично играл на баритоне, на альте и на смешной чёрной коробочке совершенно электронного вида и звука, но тоже саксофоне))).
То есть, в любой музыкальной пьесе есть место для любого интрумента, не важно, какого он происхождения)))
Другое дело - стиль. В данном случае синти-поп, который мне не очень нравится в чистом виде.Так же как и металл во всех его разновидностях. Кто-то терпеть не может кантри или романсы, но всё перечисленное - такая же музыка. Предпочтения разные, всего лишь.
Не представляю, как можно музыку считать неживой. А любителей обобщать можно поставить в угол)))
жаль мне в этом всем только одного - что Эндо в итоге перегорел.
Вот да. Утешаю себя мыслями, что ему в его теперешней жизни комфортно, раз он ничего не меняет.
и тем не менее, чаще всего что СБ, что ДМ, что прочих представителей в обсуждениях так или иначе всегда проассоциируют с неживой музыкой. И мне это очень интересно. Потому что я, как и вы, этой ассоциации не имею.
Я надеюсь, что он не меняет именно потому, что комфортно, а не потому, что не может ничего изменить. Искренне и сильно так надеюсь.
Вот мне стало тоже интересно, где тогда заканчивается живая и начинается неживая музыка? И какие критерии "неживости" обычно предъявляются?
)))
именно потому, что комфортно, а не потому, что не может ничего изменить
И тут согласна полностью.
Вот я как раз размышляю на тему научного опроса)) К делу надо подойти с должным уровнем логики и воображения))
Но да, всё интереснее становится!
я это... попытаюсь применить логику вулканскую)) Могу провалить, безусловно. Хотя что-то мне подсказывает, что обсуждение тут вообще не о музыке, а о материях куда более сложных - психологии.
Спасибо, Nel6, за такой развернутый комментарий. Очень интересные размышления.
Пожалуй, ведь и я не воспринимаю синтезатор как неживой инструмент.. во всяком случае, в рок-музыке и ее различных жанрах.
А кто-нибудь может сказать о сольных проектах Кена и Маки? Что можно сказать о группе минус?
В первую очередь, конечно же, речь идёт именно о впечатлении от музыки. Во-вторых - электронная музыка как раз и стремилась производить такое впечатление - неживое, роботизированное, механистическое, нечеловеческое. В третьих, есть и технические характеристики звучания. Очень чистое, очень гладкое, без сбоев и ошибок звучание всегда будет восприниматься как неживое (точно так же, как идеально симметричное лицо будет выглядеть как неживое, как лицо куклы). Есть разница между синтезатором и роялем: как ни играй на синтезаторе, силу звука не изменишь с помощью удара по клавишам - потому что звуки в него записаны, и эти звуки со временем не меняются, синтезатор не расстраивается, в синтезаторе не возникают обертона, как это всё происходит в рояле (или даже в задрипанном пианино).
Даже на электрогитаре все-таки есть струны - которые всё время тянутся и всё время немножко расстраиваются - именно поэтому даже искажённый через примочки звук электрогитары воспринимается как живой))) Тем паче, что при игре на струны идёт абсолютно живое физическое воздействие - я имею в виду приёмы игры, что пришли от обычной гитары, вроде глиссандо или бенда. На гитаре-синтезаторе, какие, к примеру, любит использовать Имаи, это невозможно. Потому что там вместо струн кнопки, там хаммер не сделаешь и там нечему тянуться.
Прошу прощения за отклонение от основной темы.
Ну и опять же, все эти эффекты, которые позволяет выдавать синтезатор, все сэмплы. Совсем недавно я была на концерте Deep Forest и единственным инструментом на сцене, который казался "живым", была бас-гитара. Все остальное было сделано с помощью синтезатора и было засэмпловано очень много всего - вокал, флейты, дудки, еще куча всякого. Все время было чувство, что тебя накалывают))
В общем, это наверное личное впечатление и, быть может, просто все зависит от того, кто на чем рос и кто к чему привык.
Юль, тебе спасибо за эти глубины, за размышления, тебя завораживающе интересно читать, с тобой легко вместе чувствовать и потрясающе интересно общаться. Я до сих пор считаю, что это какое-то чудо случилось лично для меня, что ты полюбила Эндо.
Анриш, спасибо тебе. Это я радуюсь каждый раз, когда думаю, что мы с тобой знакомы, что ты есть у СБ-фандома. Вообще, что ты есть и тебе можно написать среди ночи, обсудить что-то, несмотря на дикую занятость и прочие препятствия.