
А сегодня снова интервью с ~McLaren~, на этот раз о творчестве Luna Sea - и разговор получился очень интересным!

Первый вопрос: как и когда ты познакомилась с творчеством Луна Си? Чем оно привлекло твое внимание?
Впервые я услышала о Луна Си лет десять назад. Моя однокурсница (я училась в Институте восточных культур и античности) рассказала, как ещё в школе, классе в десятом шокировала общественность своим появлением в обители знаний с синими косичками до ягодиц и открытым животом. Это был такой своеобразный tribute to Sugizo & Inoran. Для тихой подмосковной школы – это было вау, тем более, что уже тогда в системе образования ощущались определённые сдвиги в сторону возвращения к культуре ношения формы… В общем, историей и фотографиями я была очень впечатлена, о её виновниках послушала тоже с интересом. Но, как я уже говорила, в академических кругах востоковедов слушать джей-рок было не модно и даже немного стыдно. Мы тогда увлекались другой музыкой – белым блюзом и британским хард эн хэви, а самым большим событием для нас был выход очередного сольника Роберта Планта. Вся ирония заключалась в следующем: когда несколькими годами позже я по-настоящему познакомилась с джей-роком и с Луна Си в том числе, первая пришедшая мне в голову мысль была о том, что мы с этими музыкантами поклонники одних и тех же людей. К Луна Си я пришла благодаря Anarendil, которая заново открыла для меня Сугизо. И всё, что он делал, его музыкальные вкусы, любовь к Led Zeppelin, к олдовому звуку, к тому миру, в котором гитарные соло могли длиться по пятнадцать минут, а вокалист умирал на сцене, занимался натуральным саморазрушением, не думая о здоровье и последствиях, – вот эта атмосфера оказалась мне близка и понятна. Мне очень импонировала история Сугизо, его личный путь и музыкальные истоки – классическая школа и в то же время его неисполнимое желание быть чёрным, скрипка и в то же время плотный звук Джимми Пейджа и лирически-философский – Дэвида Гилмора. Кроме того, чисто эмоционально Anarendil умеет влюбить в исполнителя, она сама очень творческий человек и делает, например, вот такие интересные объекты:
читать дальше

Суги-ваза, чьим счастливым обладателем я сейчас являюсь.
Я уверена, что это и отличает настоящее творчество от фальшивки – оно заставляет нас самих идти дальше, развиваться, побуждает продуцировать что-то, переосмысливать и создавать своё. Луна Си оказались вот этим настоящим. Вслед за Сугизо я познакомилась с остальными участниками, и каждый оказался мне чем-то интересен. Рюичи – своей самоотдачей, своей безуминкой, какой-то неисчерпаемой жизненной силой и, конечно, очень хорошей техникой и природными данными. Его вокал – яркий пример очень удачного сочетания искры божьей и невероятного трудолюбия. Иноран – своей манерой подачи материала, мелодикой, Джей – энтузиазмом, порой почти агрессивной энергией, а Шинья – опять же олд-скулом в своём музыкальном багаже, мощью, надёжностью. Очень быстро я, что называется, влилась. Вернее, всё время казалось, что я не то чтобы была так уж «вовне» до того момента, как стала слушать эту группу.
Суги-ваза - это просто чудо! А скажи, пожалуйста, какой период в творчестве группы тебе ближе? Любимый альбом, любимая песня?
Мне очень близок ранний период их творчества. Всем, кто увлекается музыкой и интересуется музыкальной кухней, индустрией изнутри - хотя бы немного - хорошо известно, как сильно отличается жизнь группы до большого успеха и после, когда уже приобретён статус мейджеров и начинается период относительной стабильности, уже в другом статусе. Так вот, мне всегда интересно возвращаться к истокам, мысленным взором наблюдать за тем, как всё только начиналось, как музыканты притирались друг к другу, искали свой стиль, свой путь, пробовали, ошибались. Ребята были молоды тогда, ещё не научились беречь силы, работали на износ. Одна моя подруга, профессиональная вокалистка, всегда произносит именно эту фразу, когда слышит молодого Кавамуру: "Парень поёт на износ". Умом понимаешь, как это плохо, неправильно, опасно, как это калечит здоровье вокалиста, но не восхищаться не можешь, чувствуешь - вот это настоящее горение. Есть ещё один момент, характеризующий японскую сцену. Даже в таких жанрах, где вроде бы подразумевается импровизация, то, что музыканты называют "грязью" - какие-то отступления от запланированного хода выступления, эмоции зашкаливают, кто-то ошибается, рвёт струну, голос дрогнул, на крик сорвался вдруг, охрип, вот это всё, даже там японцы стремятся сделать максимально "чисто". Для японца хороший концерт в подавляющем большинстве случаев = звук, наиболее приближенный к студийной записи. Интересно, что сами музыканты те же критерии используют при оценке выступлений западных исполнителей. Например, многим джей-рокерам старшего поколения очень нравится концерт британской группы Deep Purple "Made in Japan" - и не в последнюю очередь именно потому, что он кажется им очень аккуратным, близким по звучанию к студийке. Очевидно, в этом отношении определённым образом проявляется национальный характер, перфекционизм, порой доведённый до абсурда. На наш гайдзинский взгляд, разумеется. Ведь многим западным поклонникам рока вся эта "грязь" сердцу как раз и мила. Ранние выступления Луна Си - это тот самый момент, когда ещё можно услышать, как Сугизо, перетрудивший пальцы игрой на гитаре, берёт в руки скрипку и ошибается, пение Рюичи абсолютно бесконтрольно, Иноран стесняется публики, а вокал Джея существует скорее благодаря энтузиазму, нежели чему-то другому...и это прекрасно. Не было в них тогда ни респектабельности, ни лоска, не подобралась ещё команда специалистов, которые продумывали бы всё, начиная от расположения треков на альбоме и заканчивая цветом концертных рубашек. Это вовсе не означает, что последующее творчество группы мне не интересно, напротив, я очень люблю и то, что было потом.
Вопросы о чём-то самом любимом всегда ставят меня в тупик. Но по уже озвученным причинам особо хочется выделить альбомы "Image" и "Eden", а песни пусть будут "Mechanical Dance" и "Steal".
И поздняя версия этой композиции.
youtu.be/vxeCXqKOSiU
(встраивание запрещено)
Очень интересно! Действительно ранний период в творчество - это всегда что-то особенное. .но давай поговорим поподробнее об участниках группы. В свое время мне очень понравилось твое определение Сакураи как человека воды. а что можно сказать про "Лунатиков"? И кто у тебя любимый участник группы?
Конечно, подобные определения - это лишь наши собственные ассоциации, наше видение и восприятие, не более того. Но в то же время на Востоке до сих пор многие принимают во внимание различные гороскопы, особенно системы предсказаний и толкований характера человека, например, ба-цзы. Все они так или иначе имеют отношение к теории У-син, т.е. концепции Пяти элементов, где как раз и приводятся соответствия пяти стихий другим категориям китайской философии. По специальным таблицам каждый человек может определить свой основной элемент (или элементы), если только он знает точные дату и время своего рождения. Такие гадания - обычное дело для японцев, как правило, все знают свой элемент-стихию, некоторые семьи до сих пор гадают перед бракосочетанием, чтобы определить насколько благоприятно соответствие стихий жениха и невесты. Поэтому шутки шутками, а это тоже культурные реалии. Очевидно, что и сами участники группы размышляли на эту тему и эти размышления вылились в какие-то соображения насчёт собственного имиджа, манеры поведения. Видео, снятое для композиции "Thoughts", - в общем-то одно из подтверждений этому, как и различные интервью, где ребята комментируют личностные качества друг друга. Мне кажется, Рюичи действительно очень земной человек. В том смысле, что он очень прагматичен, целеустремлён, умеет реально оценивать обстановку и принимать поистине тяжёлые решения. Одним из таких решений стали кардинальные перемены в плане отношения к своему здоровью и вокалу. По сути, Рюичи сменил жанр, в котором он работает. Это шаг очень непростой, и многие критиковали его за это. Рюичи умеет наслаждаться жизнью, простыми удовольствиями вроде вкусной еды, хорошего алкоголя, спорта. Не важно, что он делает - поёт на сцене или поедает пиалу дымящегося рамена, видно, что этот человек, как говорится, ловит момент, дышит полной грудью. Джей с его энергией и темпераментом настоящий человек-огонь, а Иноран и его переменчивая, обманчиво хрупкая мелодика вызывают ассоциации с водой и акварельными красками. Труднее всего определиться со стихией Шиньи, но если подумать, наверное, металл подходит ему больше всего. Считается, что люди металла очень надёжны, но вовсе не обязательно суровы или упрямы...а Ямада как раз и является своеобразным остовом, каркасом группы. Он кажется очень уравновешенным человеком. Что до Сугизо, то он - это своенравная стихия воздуха, ветра, который может быть нежным бризом на твоей щеке, а может играючи выкорчёвывать вековые деревья. Кроме того, ветер - это вечный странник, и это тоже отражает характер Сугизо. Его невозможность сидеть на одном месте, тяга к путешествиям, этот непрекращающийся поиск и неудовлетворённость достигнутым очень мне импонируют. Очевидно, что он не самый лёгкий в общении человек, порой не самый вежливый и "удобный". Я говорю, конечно, о японском восприятии. Всё же, они там сторонятся подобных людей. Суги может себе позволить кричать на работе, буквально орать на стафф или техников, открыто выражать недовольство, для Японии такое поведение скорее исключение, чем правило, и не важно, насколько знаменит и талантлив человек. Но эта вспыльчивость и несдержанность - обратная сторона медали. Если бы Сугизо не сжигали такие страсти, возможно, он не писал бы такую прекрасную музыку и не был бы столь отзывчив к чужому горю и нуждам планеты.
Очень интересно! Да, Джей - это огонь, удивительно, что это я почувствовала, просто читая его интервью. И Иноран мне тоже всегда казался человеком воды, хотя я его очень мало знаю. Сугизо - ветер, а Рюичи земля? Интересно, но, кажется, я соглашусь. Но кто же у тебя любимый участник группы?
Мне бы хотелось избегнуть ответа на такой вопрос, поскольку я воспринимаю группу как единое целое, как слаженный механизм, который не может существовать без одной из своих составляющих. Но если говорить об участнике, который мне ближе по своим музыкальным вкусам и чьи личностные качества мне импонируют, то это, наверное, Сугизо. Мне нравится его постоянная готовность развиваться, идти дальше, его въедливость и трудоголизм, который порой доходит до абсурда. В нём самом смешались разные культуры и разные крови, а его музыка восприняла влияние очень разных стилей и жанров. У метисов в Японии всегда не простая судьба, но внутренние противоречия и восприятие окружающих, которое варьируется от интереса до откровенной ненависти, делают их необычными людьми с неординарным взглядом на вещи. Кроме того, Сугизо много путешествовал, а в Японии говорят, что японец, проживший за границей больше месяца - уже не совсем японец. В Сугизо мне нравится его открытость миру и его желание протянуть связи между различными культурами, как бы пафосно это не звучало.
Спасибо за откровенный ответ! А тебе доводилось бывать на концертах Луны или на сольных выступлениях участников группы? На каком концерте хотелось бы побывать больше всего?
Нет, пока что не доводилось. В Азии я бываю регулярно, но почему-то всегда получалось так, что я не попадала на концерты Луна Си, и в последнюю свою поездку тоже чуть-чуть не успела на лайв Рюичи, не совпадало никак по датам. Видимо, не пришло ещё время "моего" шоу. Привередничать здесь, по-моему, неуместно, я бы с удовольствием посетила и концерт Луна Си, и сольное выступление любого из участников. Очень надеюсь, что в следующую поездку у меня наконец получится это сделать. Конечно, очень хочется увидеть всех пятерых на одной сцене, услышать старые любимые песни. И конечно, хочется зал с хорошим звуком, не опен-эйр, не слишком большую и вместительную площадку - в таких местах акустика, как правило, оставляет желать лучшего.
А если говорить о видео, то какой концерт нравится больше всего? И какие клипы относятся к числу любимых?
В любви к старым записям и концертам я уже призналась, а если говорить о чём-то из нового периода, то очень тёплые чувства я испытываю к "20th ANNIVERSARY WORLD TOUR REBOOT/to the New Moon". Это было сильное шоу, действительно итог двадцати лет творчества, и ребята показали не столько даже ретроспективу материала (всё же, они регулярно играют старые хиты в отличие от тех же Buck-Tick, это как раз не было чем-то из ряда вон выходящим), а тот багаж музыкального, профессионального опыта, который накопился у них за время совместной и сольной работы. Кто-то стал осторожнее, кто-то спокойнее, кто-то ещё безумнее, но все без исключения выросли над собой неимоверно. Ну и вообще, в тот момент, когда Рюичи выходит в синей шубе с видом "Я великая королева этих маленьких, но тоже великих островов", мне кажется, все адекватные комментарии заканчиваются))
Что до любимого клипа, то такой есть, что в моём случае просто удивительно. Это видео на песню "Mother". В своё время я очень любила смотреть документальные фильмы о "Making of...". Мне была безумно интересна эта внутренняя кухня, как можно больше хотелось узнать о том, как возникают идеи видео, как они воплощаются. И в общем-то, когда смотришь подобные видеоматериалы, в первую очередь отмечаешь более или менее удачно скрываемую усталость и неохоту музыкантов - по крайней мере тех, кто работает в жанре рок. И если молодые ребята ещё могут находить в этом какое-то удовольствие и веселиться по мере возможности, то чем дальше, тем больше съёмка клипов начинает восприниматься как необходимое зло, не более того. Музыканты - это не актёры, далеко не всегда они обладают навыками, необходимыми для того, чтобы снять полноценную видео-историю. И совершенно естественно, что если речь идёт о группе, работающей в околороковом жанре, группе, которая активно концертирует, самый простой и наименее затратный вариант - снять клип, похожий на живое выступление. Это не так сильно утруждает музыкантов, продюсеров, операторов, но зато зачастую выглядит наигранно и не слишком интересно, к чему греха таить. Всё равно звучит фонограмма, и музыканты занимаются одной из самых ненавистных для себя вещей - *изображают* игру. Именно поэтому мне очень нравятся клипы, где показана какая-то история, видео, где есть своя атмосфера, свой рассказ, пусть и не слишком понятный для зрителя. "Mother" из разряда именно таких видео. И конечно, невозможно остаться равнодушным при виде красот ирландских утёсов Мохер, которые так странно и неожиданно гармонируют и с музыкой, и с имиджем ребят, особенно Сугизо, как мне кажется.
Скажи, пожалуйста, а ты переводила тексты Луна Си или Сугизо?
Нет, никогда даже не пыталась. Во-первых, я не чувствую своей "нужности" в этом деле, существуют очень достойные, на мой взгляд, переводы текстов Луна Си и сольных проектов участников, во-вторых, я, конечно, читала оригиналы многих песен, и могу сказать, что язык Рюичи - как для переводчика - для меня недоступен. Я занимаюсь переводом профессионально, это моя работа, но перевод, скажем, технический, экономический, юридический и художественный - это разные миры. Последним я в основном занимаюсь в качестве хобби. И мне кажется, очень важным моментом, что переводчик сам должен выбрать своего автора, свою литературу или поэзию, это не должно быть заказом, рутиной без какого бы то ни было отклика со стороны человека. Переводчик должен войти в резонанс с текстом, с которым он работает. С текстами Луна Си я в резонанс войти не могу. Не в том плане, что они мне неинтересны или не нравятся, вовсе нет, а в том смысле, что я не могу их адекватно переконвертировать их в русские слова и предложения. Мне очень нравится слушать вокальное воспроизведение этих текстов, благо оно просто прекрасно, стараясь воспринять смысл без языка-посредника.
Да, это я понимаю! У меня тоже есть такие тексты, которые мне очень нравятся, но переводить их я не могу, собственно, это почти вся лирика моего любимого Хайда.
А писала ли ты рассказы о группе или ее участниках?
Я всегда стараюсь оговориться, что мои "рассказы" не об участниках группы, я просто беру взаймы некие образы или даже впечатления об образах и эксплуатирую их. К реальным людям такие истории никакого отношения не имеют. Есть один рассказ на тему Луна Си, он называется "Большая волна в Канагаве". А вообще, очень не хватает рассказов самих участников группы. Да, есть книга Сугизо, но она была написана уже какое-то время назад и есть впечатление, что ему с тех пор появилось о чём ещё рассказать, да и раньше было, просто он не сделал этого по определённым причинам. От остальных участников и того ждать не приходится, что не может не расстраивать поклонника
Да, конечно, это впечатления об образах. А чей образ тебе кажется самым интересным именно в литературном плане? О ком хотелось бы написать?
Хотелось бы написать об Иноране, он для меня совершенная загадка, его музыка, его жизненная философия, его суждения - всегда очень интересны и в то же время их трудно описать словами. Он и правда как вода, переменчивая и неуловимая, ведь её никак не удержишь в руках. Такие характеры всегда вызов для пишущего человека, безотносительно того, кому они принадлежат, реальному человеку или вымышленному персонажу.
Да, у меня тоже есть такое ощущение, когда речь идет об Иноране. А что бы ты хотела сказать участникам группы, если бы это было возможно?
После всех благодарностей я бы поступила очень эгоистично и по возможности рассказала о том, что у каждого из участников группы есть поклонники и в Восточной Европе, постаралась бы заронить в них идею приезда в наш регион. Разумеется, это довольно-таки безнадёжная и именно что эгоистичная просьба, такие турне почти никогда не окупаются и приносят японцам только дискомфорт и лишнее беспокойство в виде недостаточно хороших и привычных для них условий работы, организации, погоды, еды... Достаточно взглянуть на историю гастролей Дир эн Грей. Но мечтать не вредно. А вообще-то, если честно, гораздо больше мне бы хотелось расспросить их о некоторых вещах, нежели говорить самой. Порой читаешь интервью и диву даёшься, как японцы умудряются спросить, например, о цвете любимых трусов и не задать ключевых вопросов, касающихся процесса творчества, музыки. Конечно, спрашивать о таком хочется с некоторой надеждой на искренний ответ. Но очень хотелось бы узнать, что сейчас по-настоящему вдохновляет их, что трогает и тревожит, какая музыка, какие события. Как им "Чёрный лебедь", полюбившийся многим японцам, смотрели ли они новые фильмы Иньяритту. Вообще что из западной культуры обращает на себя их внимание? За чем они следят в мире искусства, что их раздражает в индустрии музыки, что принципиально изменилось по прошествии лет в плане принципа работы, технического оснащения, взаимоотношений друг с другом.
Думаю, что получился бы интересный разговор! А кого бы ты выбрала для такой беседы? Сугизо?
Не обязательно только его, я бы с радостью побеседовала с любым участником. Например, Рюичи очень интересно мог бы рассказать о своей технике вокала, о том, как изменился его подход к пению, как он соблюдает режим, как поддерживает себя в форме. Да невозможно выделить кого-то одного.
И последний вопрос: с чего бы ты посоветовала начать слушать музыку Луны новому человеку?
Зависит от человека, от его музыкального бэкграунда и предпочтений. Сначала я спросила бы его, что он слушает сейчас и что слушал раньше, что предпочитает - студийные записи или живой звук, далеко не всегда идеальный. Исходя из этого уже советовала бы какие-то конкретные пластинки и лайвы. Я знаю, что далеко не всем нравятся самые ранние концерты, где игра ребят ещё неустойчивая, всё очень такое тяжеловесное, подчёркнуто визуальное, в то же время немало тех, кто не так уж любит заключительный этап творчества группы, им как раз не хватает этой дикости и живости исполнения. Всё очень индивидуально. Но наверное, в самом начале знакомства с группой имеет смысл посмотреть самые известные, красивые клипы, такие как "Mother", "Gravity", "In silence". Сами по себе вещи очень хорошие и визуальный ряд подкупает.
Спасибо большое за интервью! Очень рада новой беседе!
Взаимно!
Как раз сегодня смотрела концертные видео с Лунаси на ютубе, все-таки как эта музыка в своей основе близка к старому доброму хард эн хэви или белому блюзу, ну и еще конечно много от классики, спасибо тебе, Сугизо. То есть, вот эти добротные запоминающиеся риффы, легко ложащиеся на слух мелодии. Я даже не знаю, кто из самых известных японских групп еще настолько близок к этому.
И да, старые записи - самые безумные и прекрасные. Как я уже говорила, такое впечатление, что вся эта энергия, которую потом группа будет умело и ловко направлять в определенное русло, чтобы передать определенные вещи, в старых записях словно бьет фонтаном во все стороны, почти бесконтрольно. Это дико и этот живой энтузиазм, сила так подкупают.
Ровно как захватывает и тонкий проффесионализм более новых записей, когда ты прямо вот чувствуешь этот масштаб, почти что монументальность этого шоу.
Вообще группа сейчас динозавр от рока даже больше, чем БТ, как мне кажется, не в последний момент играет в этом роль то, как вообще все у них происходит - не регулярно выпускаемый новый материал и все время свежие сетлисты, регулярные туры, а скорее отдельные масштабные концерты, какая-то основа из старого-доброго в сетлисте, которая есть там всегда, плюс вкрапления чего-то нового. Можно было бы сказать, что это как нынче Дип Перпл, но все-таки как-то нет, что ли)
Порой читаешь интервью и диву даёшься, как японцы умудряются спросить, например, о цвете любимых трусов и не задать ключевых вопросов, касающихся процесса творчества, музыки.
Мне кажется, проблема с переводами интервью с Лунаси( Наверняка есть очень много подробных интервью, по крайней мере, о творчестве и музыке, но больше очень старых переводов про трусы. Но БТ в этом плане, пожалуй, повезло больше.
Я очень рада, что в свое время смогла увлечь этой группой и очень рада, что эта Суги-ваза, в при всем том, какая она, принадлежит теперь тебе, Юленька, и тебе нравится
Рада, что получилось интересное интервью.
Anarendil,
Можно было бы сказать, что это как нынче Дип Перпл, но все-таки как-то нет, что ли)
Слава богу, что они не как Дип Перпл, честно) При всей моей к ним любви. Они все еще молодые, активные музыканты, с идеями, с большим будущим, хочется надеяться.
Я даже не знаю, кто из самых известных японских групп еще настолько близок к этому.
Я думаю, можно назвать X. Именно поэтому Суги с Хаяши очень неплохо нашли общий язык на сцене.
очень рада, что эта Суги-ваза, в при всем том, какая она, принадлежит теперь тебе
Уверена, все здесь согласятся, что эта ваза просто прекрасна
Они все еще молодые, активные музыканты, с идеями, с большим будущим, хочется надеяться.
Да, мне тоже хочется на это надеяться. Вообще очень хочется новый альбом уже поскорее, интересно, что в этот раз получилось, похоже ли это на "A Will" или похоже больше на что-то прежнее, или вообще ни на что не похоже. Кент вейт.
Именно поэтому Суги с Хаяши очень неплохо нашли общий язык на сцене.
Да, у них схожие корни в плане музыки. Хотя Хаяши во многом вдохновлялся еще и группой Кисс, а вот Суги Кисс не любит)
Уверена, все здесь согласятся, что эта ваза просто прекрасна
Аввв
А пятым элементом является металл?
В теории у-син, вообще говоря, нет элемента воздух, так что "Сугизо-воздух" из этой концепции выпадает). Да, элементов 5, это: огонь, вода, дерево, земля, металл.
Ваза замечательная
Безумно приятно читать о Luna Sea и, не буду скрывать, конкретно о Сугизо такие теплые слова
На мой взгляд, Лунатики вообще самая западная по звучанию и подходу к музыке группа среди тех японцев, кого я слушаю. С ними у меня в принципе никогда не возникало ощущения, что это музыканты иной культуры. Мне все понятно, а что было непонятно, было непонятно по другим причинам. И даже лирика, несмотря на то, что я просто не считаю ее слишком уж выдающейся, не вызывает ощущения совершенно незнакомого мира. Лирика Рюичи и Джея, точнее, потому что Иноран - это совсем другое, хотя как ты и сказала, его в принципе трудно понимать. И да, могу только подтвердить, что писать его образ безумно сложно. Это единственный персонаж, который сохранил свои тайны даже от меня.
Непередаваемое ощущение для фаната стоять на руинах того же аббатства и на тех же обрывах Мохера. Ну, то есть, Мохер в какой-то момент перекрывает даже фанатство, настолько это невыносимое место, но вот первая реакция, пока ты еще относительно вменяем, сшибает с ног. Я как ту статую Марии увидела, чуть не расплакалась. Спасло то, что была там не одна и с людьми, которые были совершенно не в теме.
Да, побывать в тех же местах - это потрясающее чувство!
(почему-то сразу вспомнилось, как Хайди Тетсу ехали посмотреть Стоунхедж )...