Итак, первое интервью по теме - с Anarendil. Как приятно было встретиться снова и поговорить еще об одной интереснейшей группе!
Расскажи, пожалуйста, о своем знакомстве с группой. Каким было первое впечатление?
За последние года четыре я, наверное, не один раз так или иначе пробовала слушать Soft Ballet, но почему-то первое самое яркое впечатление касательно них у меня связано с "White Shaman", послушать которую прислала мне ~McLaren~, когда мы обсуждали заимствования музыкантов друг у друга. И самым первым впечатлением было то, что я не могу сосредоточиться на музыке - настолько великолепен этот вокал, настолько он масштабен и огромен. Не могу сказать, что до этого синтетическая, электронная музыка интересовала меня всерьез, но сочетание действительно хорошей мелодии и такого монументального голоса, какого нет больше ни у кого на японской сцене - это действительно заставило меня пойти и послушать SB уже внимательнее. К тому же, тут опять же хочется выразить свою благодарность ~McLaren~, потому что ее переводы потрясающих текстов Эндо Рёичи заставили всерьез заинтересоваться им, а следственно - и SB.
читать дальше
Неужели?? У меня "White Shaman" - это тоже самое яркое первое впечатление!
А что было дальше? Что ты выделила особо после прослушивания дискографии?
Наверное, хочется выделить три альбома - в первую очередь, это "Earth Born", который звучит в наши дни до трогательного олдово. Это очень простые и легко запоминающиеся мелодии, совсем незамысловатые, какой-то наивный синтезатор, а еще тут есть моя первая серьезная любовь у SB - это сам титульный трек "Earth Born", который по своему звучанию кажется просто огромным, как сама Земля.
Во вторую очередь, хочется отметить альбом "Incubate", который одновременно и продвинул группу на новый уровень, и породил внутренние конфликты. Начиная отсюда Эндо Рёичи поет на октаву ниже, чем раньше, что ему давалось по началу с невероятным трудом, но вместе с этим он стал вокалистом, ниже которого никто не поет на японской сцене. По моему личному мнению, абсолютно бессмысленный замысел со стороны Мориоки, потому что на японской сцене действительно хороших вокалистов, способных петь на таком высоком уровне, вообще раз, два и обчелся. Эндо - однозначно один из самых ярких певцов, узнаваемый, сильный. Но что было, то было. На "Incubate" великолепно много чего - это и все та же "White Shaman", и совершенно гипнотическая "Deep-sets" (какая тут партия клавишных!), и "Engaging Universe", где клавишные отчетливо передают привет группе Abba и песне "Dancing Queen".
И в третью очередь хочется отметить альбом "Form", который стал последним альбомом SB на тот момент, до того, как они собрались снова, и удивительно, как конфликтующая внутри себя группа может родить действительно очень сильную работу. Это очень зрелый и, пожалуй, мой любимый альбом. Тут все звучит как будто по-взрослому - и "Perfection", и "Ride", и абсолютно завораживающая, очень живая по своему звучанию "No-one Lives On Mars". "Phoenix" и "You" тоже очень-очень.
Первый альбом мне тоже очень нравится. Так значит, это была идея Мориоки?
А скажи, пожалуйста, кто в группе основной композитор? И кто лидер?
В первую очередь - конечно, Мориоки, как человека, который в основном и задавал направление движения группы. В процентном отношении, его музыки в дискографии SB больше, чем музыки Фуджи, но опять же, не намного. Я бы сказала, что он несколько более предсказуем в плане музыки, чем Маки, который выдавал очень разные по стилистике и звучанию вещи, но опять же, раз на раз не приходилось.
С одной стороны, это был довольно плотный симбиоз, на определенном этапе они даже менялись ролями, Эндо брался за музыку, а Мориока и Фуджи за лирику, они сочиняли музыку и тексты совместно, но все равно в конечном итоге оказались разделены потому, что цели и желания они преследовали разные.
А теперь, назови, пожалуйста, любимый клип и любимый концерт.
С любимым концертом, пожалуй, будет сложновато - при том, что я концертные выступления предпочитаю студийным записям, не могу сказать, что я смотрела все концерты SB от и до - руки пока что еще не дошли. Но могу сказать, что я довольно много смотрела Tokyo 3Nights от 95-го года - не смотря на внутренние разногласия, здесь группа запечатлена в очень хорошей форме, это очень яркие выступления, очень энергичные. Работа слаженного организма. Ну и еще здесь просто много моих любимых вещей - очень динамичные "Body To Body", "Phoenix", "White Shaman" и т.д.
Еще хотелось бы отметить шоу периода "Incubate". С одной стороны, даже через экран невозможно не ощущать это напряжение, исходящее от Эндо, который старается звучать так, как ему якобы надлежит, как ждет от него группа, и он весь как натянутая струна, как пантера, готовящаяся к прыжку, и если бы у него была шерсть, она бы стояла на загривке дыбом. С другой - то, как он звучит, это правда такая сила и такая мощь, совершенно завораживает. Здесь очень бы хотелось отметить, например, живое исполнение "Deep-Sets", а еще, пусть эти песни и не с альбома "Incubate", но - "With You" и "America" от 93-го года, и вторая из них - просто богическая по своей динамике и ритму, и у нее такой потрясающий налет big band звука.
Из клипов любимым назову, наверное, "You" - эта черно-белая разнузданность чем-то так подкупает, что хочется смотреть его снова и снова. Такая свобода ощущается в этом. А еще "You" содержит те самые магические слова "ты - Вселенная, я - Вселенная тоже", которые потом перекочуют в сольное творчество Эндо Рёичи уже в английском варианте.
Обязательно посмотрю! Люблю пантеру! А скажи, пожалуйста, кто твой любимый участник группы?
При всем моем интересе к музыке SB, думаю, можно вполне уверенно сказать, что наибольший интерес вызывает у меня Эндо - как вокалист данной группы, как сольный артист, как поэт и просто как человек. В первую очередь Эндо Рёичи - это, конечно, Голос, но Голос - это только верхушка айсберга.
Давай поговорим подробнее чем именно тебя привлекает Эндо? И как ты относишься к его сольному творчеству?
Как я уже сказала, в первую очередь - это Голос. Для меня остается загадкой, зачем нужно было заставлять Эндо петь еще ниже, чтобы он звучал ниже всех на японской сцене, потому что он уже и до этого звучал так, как не звучал никто другой. Здесь я имею в виду очень узнаваемый вокал, голос, который огромный как горы, необъятный как океаны. Его очень много и в нем очень много мощи. Даже если смотреть старые записи еще времен Volaju, которые были до Soft Ballet, можно услышать, как этот совсем еще мальчик звучит так мощно, как многие не звучат и в 30 лет. Это совершенно взрослый, сильный вокал.
Во вторую очередь хочется сказать о его лирике. Моя замечательная подруга[J] ~McLaren~[/J] занималась переводами лирики Рёичи и я знаю, _как_ это сложно. Это не образы, не капли краски, сорвавшиеся с кисти и упавшие на бумагу, как это характерно для японской лирики, это очень конкретные и очень сложые вещи. Сложная лексика, сложные конструкции, и самое главное - это очень реалистичные вещи, отражающие многие стороны человеческой жизни. Очень философские вещи.
В третью очередь не могу не сказать о нем как о человеке. Я читала перевод его блога, за что большое спасибо anarien1, читала его интервью - то, что есть в переводе, и могу сказать, это был очень внушительный духовный рост от мальчика с непростой жизнью до настоящего философа. Это невероятно умный человек, который жадно интересуется многими вещами, размышляет о них, делает выводы. Умеет радоваться простым вещам. И, возможно, слишком хорошо думает о людях - по крайней мере, на определенном этапе своей жизни.
Что касается его сольного творчества, признаюсь, что мне оно несколько ближе и понятнее, чем музыка SB, потому что в основе своей - это старый, добрый психодел, на который Эндо вдохновила любимая группа The Doors, и тут все очень живое, начиная с этого вибрирующего, теплого звука электрооргана и кончая вообще общей стилистикой. Тут нужно отдать Эндо должное, потому что конкретно The Doors меня никогда особенно не привлекали, а вот Ends - очень даже смогли увлечь, потому что Рёичи сумел сделать все каким-то более живым и разнообразным. И это все открыло его вообще как человека - отразило многие его интересы, его внутренний мир.
Очень интересно! А что ты скажешь о коротком периоде воссоединения?
Если послушать "Symbiont" повнимательнее, можно услышать, что это одновременно и все те же Soft Ballet, и в то же время совсем другие. За период несуществования группы шагнули вперед не только технологии и музыка стилистически, но и музыканты перешли на новый этап, приобретя новые навыки. Музыка SB после воссоединения звучит соответственно своему времени - это уже не этакая дискотека 80-90-х, здесь уже заговорили 2000-е. Я здесь говорю именно о "Symbiont", потому что "Menopause" немного возвращается к прежнему звучанию группы - но лишь в некоторых вещах. В какой-то степени эта музыка лишилась определенной доли мелодичности, которая была у нее раньше, но приобрела в один момент более жесткое звучание, этакие "оквадраченные ритмы", в другой момент - налет этакого чиллаута, эмбиента. Это добротные, зрелые, действительно хорошо сделанные вещи, которые на волне своего времени.
Все-таки удивительно, как люди, которые никак не могут быть вместе, могут совместно создавать такую сильную музыку, целую Вселенную своего многогранного звучания.
Скажи, пожалуйста, какими тебе представляются остальные участники группы? И что ты можешь сказать об их сольных проектах?
Боюсь, что дать полноценный ответ на это у меня не получится по причине нехватки информации. Все-таки переведенных интервью с SB почти нет, чтобы составить какое-то мнение о Кене и Маки как о людях. Но могу сказать, что в моем видении Мориока действительно очень сильный композитор, напитавшийся из разных источников и умеющий применять это в своей музыке, и очень артистичный человек. Он знает, чего он хочет добиться и как это сделать, знает, каким хочет быть, и если он хочет, например, казаться женственным, считает, что ему правда это нужно - он без колебания прибегнет к этому. И он действительно умеет если не склонить людей к своей точке зрения, то, по крайней мере, получить от них то, что ему нужно. Не ради себя, а ради того звучания группы, которое ему кажется правильным.
Фуджи для меня более закрытая персона, но очень хочется отметить разнообразие звучания его композиций. Это и очень жесткие вещи, и неожиданно очень мягкие. Тут сразу опять же вспоминается "No-One Lives On Mars", написанная совместно с Эндо - среди холодной электронной музыки SB эта вещь правда очень живая, гитара очень живая. Еще нельзя не отметить аранжировку для "Amaoto Wa Chopin No Shirabe -I Like Chopin-" в исполнении Сакурая Ацуши - насколько неинтересно звучит оригинал и насколько завораживает эта вещь в исполнении Сакурая, и я сейчас не только про вокал.
Что касается сольных проектов Мориоки и Фуджи, ничего не могу сказать, не слушала.
А мне вот что интересно - группы SB уже давно нет, но достаточно многие не просто интересуются, но очень любят их творчество и вдохновляются им. В чем, по-твоему, причина такой любви?
Я думаю, причина та же, по которой люди до сих пор слушают Led Zeppelin или Pink Floyd, хотя этих групп уже нет. Конечно, сравнение с такими гигантами музыки, может, не слишком корректное, но все же - эта музыка актуальна, интересна по сей день. Да, в ней достаточно много какого-то ностальгического звучания, это такая олдскульная электронщина, если выбросить из ряда альбомов "Symbiont", который и по сей день звучит довольно современно, но... она все так же хороша. На самом деле, это говорит о настоящем мастерстве музыкантов, об искренних чувствах, вложенных в их песни. Потому что только живое, искреннее и оригинальное творчество выживает в веках, скажем так. Только вывернутые наизнанку души.
Да, с этим я полностью согласна. Истинные чувства, живую душу ничто не заменит.
И последний вопрос: что бы тебе хотелось сказать или спросить у музыкантов, если представилась такая возможность?
Помимо просто благодарности за все их творчество, у Эндо Рёичи я бы спросила, почему все-таки он оставил Ends совсем. С одной стороны, мне понятны причины, с другой, я все же хотела бы знать, неужели рождающиеся внутри песни не достойны того, чтобы их записали и выпустили. Потому что я не думаю, что музыка в нем перестала рождаться. Ну и просто интересно было бы поговорить обо всем - о том, что он нынче слушает, что читает и смотрит, какие вещи его интересуют и о чем он размышляет. Где он побывал и где хотел бы побывать. Каково было жить одному в горах, что это за ощущения. Много о чем можно говорить с человеком, у которого, грубо говоря, мозг жмет череп)) На какой-то момент мой интерес немного утолил перевод блога, но это оказалось лишь временной мерой.
Что касается Мориоки, я бы хотела спросить, неужели правда нужно было вот так. Теперь ведь уже ничего не поправить.
Спасибо большое за интервью! мне было очень интересно беседовать!
Спасибо тебе за твое внимание!
@темы: Soft Ballet, Интервью
Спасибо большое Diana_ и Anarendil!
Спасибо, Diana_, еще раз!)
Эндо - действительно выдающийся исполнитель, и за этим скучным клише стоит много боли, много разочарований, много радости, надежды, упорной работы. Морикен заслуженно восхищался своим вокалистом, вокалу Эндо не было равных в свое время ни в техническом плане, ни в плане того, что бог послал, ни в плане подачи. Это было нечто особенное.
Я бесконечно уважаю выбор человека, который не столько ушел в тень, сколько просто выбрал другую жизнь, очевидно, но чисто эмоционально не могу не жалеть о том, сколького мы лишены...
Полностью.
но чисто эмоционально не могу не жалеть о том, сколького мы лишены...
Именно так( Я все еще лелею эгоистичную надежду, что еще все возможно в плане Эндс или какого-то другого проекта. Но если нет - что ж, значит, так тому и быть. Но это прямо физические страдания - когда человек с таким голосом не поет.
Я все еще под впечатлением от того, как он звучит еще в Волажу. Совершенно взрослый голос, уже его так много, уже и техника вовсе не дурна.
Уж я было как то думала, что такой резкий уход в себя связан с личной трагедией. И быть может потерей голоса. Но голос он не потерял совершенно точно, выпустив маленькую голосовую виньетку для фанклаберов уже в то время, когда я там присутствовала.
А вот личный надлом имел место быть. Где за личными событиями последовала всеяпонская трагедия.
Как-то в беседе с японской знакомой мне было сказано, что они все очень надеются, что Эндо напишет книгу, потому что такое владение словом как у него очень редко и ценно.
Последний пост в дневнике я смотрела у него в начале апреля. И он был о том как он наблюдал за поведением ворон в стае и как они игнорят и третируют свою белую подружку. Ему пришлось даже вмешаться. И мне кажется, что он чувствовал своё родство с этой белой вороной и свою инакость по отношению к этому миру.
Девочки, спасибо вам обеим большое за это интервью. Мне очень приятно читать такие зрелые размышления о творчестве человека, которого я очень люблю, и знать, что он задевает струны души и других людей.
Я вот думаю, как такие вещи влияют на человека творческого - личная трагедия, всеяпонская трагедия. Человека, который формулирует и выражает внутреннее тем или иным способом. Если ты испытываешь потребность в выражении себя, потребность выплеснуть то, что внутри, если тебе есть, что сказать - наверное молчать совсем невозможно. Скорее всего это породило немало материала, написанного "в стол". Видимо, он не считает на данный момент делать это все достоянием общественности, хотя, вероятно, это бы могло сработать как терапия. Но, судя по всему, со всеми это работает по-разному и для него сейчас лучше вот так. Быть может, со временем что-то изменится.
А вот по поводу книги очень хорошая мысль. Такому человеку, как Реичи, правда есть, что сказать, и как раз, если нет желания выразить свое состояние и мысли в музыке, можно было бы сделать это в книге. К тому же, это человек, который вообще способен писать очень интересно о самых обыденных вещах.
И он был о том как он наблюдал за поведением ворон в стае и как они игнорят и третируют свою белую подружку. Ему пришлось даже вмешаться.
Вот примерно об этом я и говорю) Вся эта история настолько в духе Эндо, что вот дальше некуда. Очень отрадно, что он продолжает писать в дневник. Часто вообще это случается?
А в дневник пишет около 1-2 раз в месяц.
И каждый раз мне хочется, чтобы он издал что-то. Записки номада, например.
Да! Какое классное издание могло бы получиться, с тематическими фотографиями и положенной на бумагу философией кочевника.
А о чем вообще пишет в блоге или по верхам так трудно сказать, о чем там? Просто жутко интересно, что вообще у него происходит и какие мысли бродят в его голове.
Вообще как здорово, что его волнует и интересует столько вещей. Начиная с геополитической ситуации, заканчивая, господи, снежинками. Очень хочется надеяться на новые переводы блога когда-нибудь))